Декарбонизация морского транспорта представляет собой сложную задачу, и биотопливо играет ключевую роль в усилиях по сокращению выбросов. Среди доступных вариантов наиболее устоявшимися для судоходства являются FAME (метиловые эфиры жирных кислот, биодизель) и HVO (гидроочищенное растительное масло, возобновляемый дизель).
FAME производится из возобновляемых источников, таких как растительные масла, животные жиры и отработанная биомасса. При его сжигании выделяются углекислый газ и водяной пар. В качестве чистого топлива (B100) FAME потенциально может обеспечить нулевой уровень чистых выбросов, если углерод, высвобождаемый при сгорании, компенсируется углеродом, поглощенным в процессе роста сырья.
Важно учитывать, что последняя редакция стандарта ISO 8217:2024 теперь включает спецификации для FAME и синтетических или возобновляемых парафиновых дизельных топлив с содержанием до 100%. Заинтересованным сторонам необходимо интегрировать этот обновленный стандарт в свою практику и учитывать дополнительные критерии, чтобы гарантировать пригодность топлива для ожидаемых условий эксплуатации. Проверка качества топлива имеет решающее значение для предотвращения эксплуатационных проблем, а оценка совместимости топлива с бортовыми системами судна необходима для поддержания эффективности и избежания технических сложностей. Растущее присутствие на рынке некондиционного топлива, выдаваемого за биотопливо, подчеркивает острую необходимость в строгом контроле качества и верификации.
Билл Стаматопулос, директор по глобальному развитию бизнеса судовых топлив в VeriFuel, в ходе своего выступления на 14-м Форуме GREEN4SEA в Афинах сообщает, что оценка рисков, план использования топлива и техническая совместимость варьируются от судна к судну, что делает необходимым индивидуальный подход к каждому случаю. Он рекомендует использовать стандарт ISO 8217:2024 и соответствующий набор тестов, исключая при этом любые неизвестные биокомпоненты, по которым отсутствует опыт эксплуатации. Также он отмечает, что использование FAME B100 предлагает финансовое преимущество по сравнению со штрафами в рамках регулирования FuelEU Maritime, учитывая текущие цены, либо при использовании его на всем флоте, либо на отдельных судах с возможностью объединения соответствия (излишки соответствия можно «банковать» или продавать).
Согласно отчету DNV, перед началом и во время использования FAME на судах важно учитывать семь ключевых моментов. Во-первых, необходимо проверить совместимость металлов, эластомеров и резиновых соединений с топливом и при необходимости заменить их. Во-вторых, следует проверить низкотемпературные свойства топлива в соответствии с ожидаемыми условиями эксплуатации из-за его плохой переносимости низких температур. В-третьих, рекомендуется запрашивать у поставщика предварительные тесты и проводить отбор проб капельным методом или при бункеровке для проверки качества. В-четвертых, перед приемом нового топлива танки необходимо опорожнить, очистить и высушить насколько это возможно. В-пятых, нужно осуществлять мониторинг температуры топлива для учета его низкотемпературных свойств. В-шестых, следует пересмотреть совместимость системы очистки топлива и настроить ее в соответствии со спецификацией. Наконец, в-седьмых, необходимо обеспечить надлежащий контроль вязкости, так как FAME может иметь несколько более высокую вязкость, чем судовое газойлевое топливо (MGO).
Использование биотоплива в судоходстве набирает обороты. Lloyd’s Register (LR) сообщает о продолжающейся тенденции к росту его применения, при этом смеси, такие как B30 (30% биотоплива), становятся все более распространенными. Тем не менее, сохраняются проблемы, включая вопросы качества топлива и необходимость для поставщиков соответствовать строгим спецификациям.
В марте 2025 года Морская и портовая администрация Сингапура (MPA) объявила об увеличении допустимой доли биотоплива в смеси для зарегистрированных в Сингапуре бункеровщиков, подняв предел с B25 до B30 с 7 марта 2025 года. Этот шаг соответствует проекту руководства Комитета по защите морской среды (MEPC) ИМО по транспортировке смесей биотоплива обычными бункеровщиками, рассмотрение которого запланировано на 83-й сессии MEPC в апреле 2025 года. Руководство временно разрешает обычным бункеровщикам перевозить смеси биотоплива с содержанием до 30% по объему при условии, что все остатки и промывочные воды утилизируются на берегу, если только судовое оборудование контроля сброса нефтесодержащих вод (ODME) не одобрено для используемой смеси биотоплива. Эти положения будут действовать до разработки более детальных правил.
Аналогичным образом, Европейский союз ввел новые правила для судового топлива с 1 января 2025 года. Регламент FuelEU Maritime требует от коммерческих судов валовой вместимостью более 5000 тонн, заходящих в порты ЕС, сокращать выбросы или платить штрафы. Цель состоит в снижении интенсивности выбросов парниковых газов от судовых топлив на 2% к 2025 году, с амбициозной задачей достичь 80% снижения к 2050 году. Варианты соответствия включают использование бункерного топлива с добавлением биотоплива или сжиженного природного газа (СПГ).
Однако судовые брокеры выражают опасения, что эти правила могут привести к увеличению транспортных расходов из-за высокого спроса и ограниченного предложения альтернативных видов топлива, таких как биодизель и СПГ, что потенциально может повлечь за собой рост фрахтовых ставок.