Токсичность аммиака требует строгих мер безопасности на судах

Аммиак рассматривается как перспективное судовое топливо, однако его использование сопряжено со значительными проблемами безопасности из-за высокой токсичности и коррозионной активности. Кроме того, при его сжигании образуются оксиды азота и закись азота, что требует внедрения технологий для снижения этих выбросов. Поэтому обеспечение готовности к чрезвычайным ситуациям на судах, работающих на аммиаке, приобретает первостепенное значение для защиты экипажа, самих судов и окружающей среды, несмотря на то, что продуманные эксплуатационные меры контроля могут снизить многие риски.

Для обеспечения безопасной эксплуатации и эффективного управления рисками Форум морских технологий (Maritime Technologies Forum, MTF) рекомендует разработать надежную Систему управления безопасностью (СУБ) специально для судов, использующих аммиак в качестве топлива. Экипажи таких судов должны быть готовы к целому ряду потенциальных аварийных сценариев.

К возможным чрезвычайным ситуациям относятся утечки токсичной жидкости или паров аммиака, разливы топлива из-за повреждения шлангов или конструкций, повреждение топливных баков, пожары с участием аммиачных систем, взрывы в выхлопной системе из-за несгоревшего аммиака, а также ситуации избыточного давления или переполнения топливных цистерн. Не исключены инциденты, связанные с воздействием аммиака на людей, например, холодовые ожоги, а также общие судовые аварии, такие как столкновения, посадка на мель, отключение электроэнергии и сбои связи.

Для эффективного реагирования на эти угрозы Система управления безопасностью должна включать детально проработанные меры. Необходимы четкие протоколы немедленной эвакуации при разливе аммиака, стратегии локализации утечек и нейтрализации вещества с использованием специальных реагентов. Важно наладить каналы связи для оперативного информирования внутренних и внешних служб реагирования об инцидентах. Процедуры локализации утечек должны включать протоколы изоляции и инструменты моделирования рассеивания паров для прогнозирования их распространения и установления безопасных зон.

Система должна содержать руководство по оказанию первой помощи при воздействии аммиака, включая немедленную деконтаминацию путем промывания пораженных участков водой в течение 15 минут и обязательное обращение за медицинской помощью. Системы аварийного отключения (ESDS) требуют регулярного тестирования и интеграции в учения по отработке действий в чрезвычайных ситуациях. При бункеровке с судна на судно необходимо установить протоколы радиосвязи, сигнализации и координации действий в экстренных случаях.

Особое внимание уделяется обучению экипажа правильному выбору, использованию и обслуживанию средств индивидуальной защиты (СИЗ). Должны быть разработаны процедуры обнаружения, изоляции и тушения пожаров, связанных с аммиаком, включая применение подходящих огнетушащих средств. Регулярные тренировки и учения, имитирующие утечки, пожары и эвакуацию, являются обязательными. Важна координация с портовыми властями для согласования планов реагирования и обеспечения доступности ресурсов. Также необходимы регулярные проверки оборудования, включая газоанализаторы и системы вентиляции, и поддержание запасов аварийных комплектов с нейтрализующими веществами и защитными костюмами. Система должна постоянно совершенствоваться на основе анализа инцидентов, сбора обратной связи и обновления процедур.

В настоящее время правовые аспекты использования аммиака в качестве бункерного топлива не охвачены какой-либо международной конвенцией. Ответственность за ущерб от утечки аммиака регулируется национальным законодательством каждой страны. Однако, когда аммиак перевозится морем в качестве груза наливом, он подпадает под действие Международной конвенции об ответственности и компенсации за ущерб в связи с перевозкой морем опасных и вредных веществ 2010 года (Конвенция HNS 2010). Хотя эта конвенция пока не применяется к аммиаку как топливу, можно ожидать, что инциденты с аммиаком на борту судна приведут к схожему типу ущерба.

Высокая токсичность аммиака и его короткое время пребывания в морской среде означают, что иски, связанные с инцидентами при использовании этого альтернативного топлива, будут существенно отличаться от исков, возникающих при разливах традиционных нефтяных углеводородов.

Следует отметить, что в настоящее время аммиак в основном производится из природного газа, что связано с высокой углеродоемкостью. Такой аммиак из ископаемых источников (природный газ, уголь) называют «коричневым». Аммиак, произведенный из ископаемого сырья с применением технологий улавливания и хранения углерода (CCS), маркируется как «голубой», а аммиак, полученный с использованием возобновляемой электроэнергии без выбросов CO2, – как «зеленый».

 

Зеленый компас

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *