Мировое судоходство стоит на пороге технологической революции, способной навсегда изменить облик морских перевозок. Ведущие отраслевые эксперты объединили усилия для оценки рисков и разработки стандартов безопасности для нового поколения судов, оснащенных модульными ядерными микрореакторами (MMR). Прорывной проект может положить конец зависимости коммерческого флота от ископаемого топлива.
Ключевым событием на этом пути стал международный семинар по идентификации опасностей (HAZID), проведенный классификационным обществом Lloyd’s Register (LR) в Австралии. В сотрудничестве с австралийской проектной группой Seatransport и американской компанией Deployable Energy, эксперты проанализировали стратегии управления рисками, системы безопасности, нормативно-правовую базу и конструктивные особенности инновационных судов. Цель встречи — выработать четкий путь к сертификации и определить критерии соответствия для ядерных технологий на море.
В центре внимания — проект 73-метрового судна с кормовой загрузкой, которое будет оснащено двумя модульными микрореакторами. Эта силовая установка позволит судну работать от восьми до десяти лет без дозаправки. Уникальной особенностью станет возможность снабжать электроэнергией береговые сети во время стоянки в порту или в зонах, пострадавших от стихийных бедствий, превращая судно в плавучую электростанцию.
Как отметил Мэтт Палмер, директор глобального сегмента атомной энергетики LR, технология MMR не только «сокращает нашу зависимость от традиционных ископаемых видов топлива, но и обеспечивает надежный, долгосрочный источник энергии». Его коллега, Ремко Хоттентот, подчеркнул, что совместная работа позволила «не только выявить ключевые проблемы, но и наметить стратегические решения», которые уже интегрируются в конструкцию судна.
Растущую поддержку атомной энергетики демонстрирует и мировое сообщество. Международная морская организация (ИМО) пришла к выводу, что действующий Кодекс по безопасности ядерных торговых судов устарел и не охватывает такие передовые технологии, как малые модульные реакторы. Организация приступила к его всеобъемлющему пересмотру, что открывает дорогу для нового поколения коммерческого флота.
Оптимизм разделяют и разработчики. «Я много лет выступаю за ядерные двигатели и считаю, что теперь для коммерческих судов это в пределах досягаемости и станет обычным явлением к 2030 году», — заявил доктор Стюарт Баллантайн, председатель Seatransport. Проект уже движется к получению принципиального одобрения (Approval-in-Principle), что является важной вехой на пути к созданию первого судна с гибридной силовой установкой на базе ядерного реактора.