Японская корпорация Japan Engine Corporation (J-ENG) объявила о завершении создания первого в мире полномасштабного судового двигателя, работающего на аммиаке. Сборка двигателя была закончена 30 августа 2025 года. Этот силовой агрегат предназначен для установки на среднетоннажный газовоз, который, как ожидается, войдет в эксплуатацию в 2026 году, открывая новую главу в истории экологически чистого судоходства.
Разработка двигателя велась в рамках проекта «Создание судов нового поколения», финансируемого из Фонда зеленых инноваций под эгидой японской организации NEDO. Двигатель представляет собой двухтопливную 7-цилиндровую установку с диаметром цилиндра 50 см, способную работать как на аммиаке, так и на традиционном мазуте. Официальные испытания, проведенные с 27 по 30 августа 2025 года при участии представителей судоходной компании NYK Line, верфи NSY, судостроительной корпорации JMU и классификационного общества ClassNK, подтвердили высокие эксплуатационные и экологические характеристики двигателя, а также его безопасность. По итогам испытаний ClassNK выдало соответствующий сертификат.
Результаты тестов продемонстрировали значительное снижение воздействия на окружающую среду. При работе с 95-процентной долей аммиака в топливной смеси на полной мощности выбросы закиси азота (N₂O) составили всего около 3 частей на миллион, а выбросы оксидов азота (NOx) оказались примерно вдвое ниже, чем у двигателей, работающих на мазуте. Утечки несгоревшего аммиака были зафиксированы на незначительном уровне. При этом тепловая эффективность при работе на аммиаке оказалась сопоставимой или даже немного выше, чем при использовании мазута.
Созданию полномасштабной версии предшествовал длительный этап исследований. С мая 2023 по сентябрь 2024 года в научно-исследовательском центре Mitsubishi Heavy Industries в Нагасаки проводились испытания одноцилиндрового прототипа, наработка которого составила около 1000 часов. Полученные данные легли в основу конструкции финального двигателя, который, в свою очередь, прошел дополнительную 700-часовую проверку с апреля по август 2025 года для оценки его производительности, надежности и безопасности.
J-ENG не останавливается на достигнутом и уже ведет разработку более крупного двигателя на аммиаке с диаметром цилиндра 60 см, предназначенного для больших судов. Кроме того, при государственной поддержке компания строит новый производственный комплекс для увеличения выпуска двигателей, работающих как на аммиаке, так и на мазуте. Эти шаги направлены на скорейшее внедрение аммиака в качестве низкоуглеродного топлива и внесут весомый вклад в сокращение выбросов парниковых газов в мировой судоходной отрасли.