Международное судоходство, на долю которого приходится почти 3% мировых антропогенных выбросов парниковых газов, стоит на пороге кардинальных перемен. Согласно прогнозам, без решительных мер к 2050 году выбросы сектора могут вырасти до 130% от уровня 2008 года. В ответ на этот вызов Международная морская организация (IMO) поставила амбициозную цель – достичь нулевых выбросов примерно к середине столетия. Это требует полного отказа от ископаемого топлива в пользу возобновляемых альтернатив, среди которых ключевая роль отводится водородному электротопливу. Однако переход на новые виды горючего, такие как электронный аммиак, метанол или сам водород, порождает серьезные вопросы об их реальном экологическом следе на протяжении всего жизненного цикла – от производства до использования на борту судна.
Новое исследование, проведенное международной группой ученых, предлагает комплексный инструмент для оценки потенциала декарбонизации судоходства. Авторы разработали уникальную методику перспективной оценки жизненного цикла (PLCA), которая выходит за рамки традиционных подходов. Эта модель не просто фиксирует текущие показатели, а заглядывает в будущее, учитывая множество динамических факторов, таких как прогнозируемый спрос на перевозки, темпы списания старых судов и влияние будущих международных регуляций, например, индексов EEXI и CII. Методика позволяет моделировать различные сценарии развития флота и внедрения новых видов топлива до 2050 года, связывая выбросы на этапе производства горючего с эксплуатационными показателями судов.
Результаты анализа, проведенного на примере флота из более чем двух тысяч балкеров, показали, что эффективность электротоплива напрямую зависит от двух ключевых факторов: углеродной интенсивности электроэнергии, используемой для его синтеза, и скорости его внедрения, стимулируемой политическими решениями. Использование электроэнергии из общей сети, даже при ее постепенном «озеленении», не всегда позволяет добиться значительного сокращения выбросов по сравнению с ископаемыми аналогами. Настоящий прорыв возможен лишь при использовании выделенных возобновляемых источников, таких как ветровая или солнечная энергия. В этом случае сокращение выбросов на этапе производства топлива может достигать 99%.
Предложенная учеными методология становится важным инструментом для политиков и судовладельцев. Она позволяет объективно оценить эффективность различных стратегий декарбонизации и сделать осознанный выбор на пути к достижению климатических целей IMO. Особенно актуальным исследование является для стран – импортеров энергоресурсов, таких как Южная Корея, где оценка полного жизненного цикла топлива, включая его морскую транспортировку, играет решающую роль в формировании национальной энергетической и климатической политики. Таким образом, путь к «зеленому» судоходству лежит не только через замену двигателей, но и через фундаментальную перестройку всей энергетической инфраструктуры на берегу.