Всемирный совет судоходства (WSC) обратился к Европейскому союзу с призывом стратегически согласовать свою Систему торговли выбросами (EU ETS) с готовящейся глобальной рамочной программой Международной морской организации (ИМО) по достижению нулевых выбросов. По мнению отраслевой ассоциации, такой шаг поможет достичь климатических целей ЕС, избежав двойной нагрузки на сектор и ненужных регуляторных сложностей.
Основная проблема, на которую указывает WSC, заключается в риске двойного налогообложения. Если региональная европейская система будет действовать параллельно с глобальной, судоходным компаниям, возможно, придется платить за одни и те же выбросы парниковых газов дважды. Это не только неэффективно, но и создает серьезные экономические риски, угрожая конкурентоспособности европейских портов и торговых маршрутов.
Ожидается, что Международная морская организация (ИМО) примет свою рамочную программу Net Zero Framework на заседании Комитета по защите морской среды в октябре 2025 года. Этот документ, ставший результатом скоординированных усилий множества стран, включая ведущую роль европейских государств, установит всеобщий механизм ценообразования на выбросы парниковых газов. Система будет учитывать весь жизненный цикл топлива, от его производства до сжигания на борту судна, и будет интегрирована с требованиями по сокращению выбросов.
Представители WSC подчеркивают, что глобальный механизм ИМО имеет значительно больший охват, чем региональный европейский. Он будет применяться к выбросам мирового судоходства, покрывая примерно в шесть раз больший объем, чем EU ETS. Кроме того, программа ИМО включает четкие целевые показатели по снижению углеродоемкости топлива, которые полностью соответствуют цели ЕС по достижению климатической нейтральности к 2050 году.
Продолжение применения региональной схемы наряду с глобальной может привести к искажению торговых потоков и инвестиционных моделей. Существует риск, что международные перевозчики начнут избегать портов ЕС, чтобы уклониться от двойного регулирования. Это не только ослабит экономику Европы, но и подорвет доверие к ней как к стороннице многосторонних соглашений в тот момент, когда глобальное сотрудничество имеет решающее значение.
WSC считает, что синхронизация правил предоставит Европе стратегическую возможность. Вместо односторонних действий ЕС сможет возглавить глобальный переход на возобновляемые источники энергии и экологически чистое топливо. Устранив двойное регулирование, Европа сможет сосредоточиться на мерах, стимулирующих производство и использование «зеленого» топлива в своих портах, тем самым укрепляя свою энергетическую независимость и экономическую безопасность.
Как заявили в WSC, «у ЕС сейчас есть стратегическая возможность перейти от односторонних действий к глобальному лидерству, укрепляя многосторонний подход, поддерживая эффективное внедрение, используя возможности производства экологически чистого топлива и предотвращая утечку углерода». Сроки для внесения необходимых изменений в EU ETS идеально совпадают с ожидаемым вступлением в силу глобальных правил ИМО в 2027 году, что создает благоприятные условия для успешной и плавной гармонизации.