SASHA призывает к декарбонизации авиации и судоходства

Коалиция Skies and Seas Hydrogen-fuels Accelerator (SASHA) опубликовала программный документ, в котором описывается, как «Сделка о чистой промышленности» может мобилизовать решения для повышения конкурентоспособности и декарбонизации судоходства и авиации. И судоходство, и авиация вносят значительный вклад в глобальные выбросы, на каждую из них приходится около 3%. Если рассматривать выбросы европейского транспорта, то на эти сектора приходится 13,5% и 14,4% выбросов соответственно, причем только выбросы авиации увеличивались на 5% в год в течение шести лет, предшествовавших пандемии.

Оба сектора также вносят значительный вклад в европейскую экономику: четыре из пяти крупнейших контейнерных судоходных компаний являются европейскими, почти 74% товаров, которыми торгует ЕС с остальным миром (по объему), перевозятся морем. Как ReFuelEU Aviation, так и FuelEU Maritime требуют использования альтернативных видов топлива, причем FuelEU Maritime нацелена на 80%-ное сокращение интенсивности выбросов парниковых газов к 2050 году. Однако действующие правила и схема торговли выбросами (ETS) недостаточно стимулируют использование экологически чистого водорода, который имеет наибольший потенциал для сокращения выбросов при минимизации воздействия на биоразнообразие. Анализ показывает, что политика в области авиации позволит сократить выбросы только на 38% к 2050 году.

Кроме того, ископаемый сжиженный природный газ (СПГ) выдвигается судоходной отраслью в качестве так называемого переходного топлива. В соответствии с FuelEU Maritime, интенсивность выбросов парниковых газов в течение жизненного цикла ископаемого СПГ сделает его приемлемым до 2035 года. Однако СПГ несет с собой высокий риск утечки метана, а когда несгоревший метан попадает в атмосферу, он способствует потеплению климата, поскольку является парниковым газом, в 80 раз более мощным, чем CO2, в краткосрочной перспективе.

Таким образом, «Сделка о чистой промышленности» предоставляет прекрасную возможность создать благоприятные условия, стимулирующие использование экологически чистого водорода вместо других альтернатив, а именно СПГ и биотоплива, которые не позволят эффективно декарбонизировать судоходство и авиацию, ограничивая при этом более широкое воздействие на окружающую среду.

Экологически чистые водородные решения – будь то экологически чистый водород, используемый непосредственно в качестве топлива, в топливном элементе или для производства альтернативных видов топлива, таких как е-керосин, е-метанол или е-аммиак, – согласно документу, являются единственными альтернативами ископаемому топливу (помимо прямой электрификации, которая будет иметь ограниченное применение в ближайшей перспективе), которые совместимы как с европейскими климатическими целями, так и с целями в области биоразнообразия. Находясь на более ранних стадиях разработки и имея соответственно более высокие затраты, они нуждаются в целенаправленной политической поддержке.

Снижение рисков, связанных с экологически чистым водородом, является крайне необходимой мерой, но требует гарантий того, что водород будет использоваться только там, где альтернативы, такие как электрификация, недоступны. Кроме того, финансовые механизмы, которые помогают декарбонизировать судоходство, должны оплачиваться самой отраслью, заявила Аурелия Лею, директор по вопросам политики ЕС.

ЕС был первым в мире, кто включил морской транспорт в свою ETS (с механизмом использования доходов для поддержки внедрения возобновляемых и низкоуглеродных видов топлива), FuelEU Maritime установил условную цель по 2%-ному внедрению электронного топлива к 2034 году, а Водородный банк ЕС зарезервировал 200 миллионов евро для морских потребителей. В настоящее время только два проекта по производству е-метанола и два проекта по производству е-аммиака для судоходства достигли окончательного инвестиционного решения (FID), что эквивалентно всего ~6% объемов, необходимых для достижения 2%-ной цели, установленной в FuelEU Maritime.

Однако разработка экологически чистых водородных видов топлива сопряжена с проблемами, поскольку их производство требует большого количества возобновляемой электроэнергии. К 2050 году судоходству может потребоваться до 59,5 млн тонн водорода в год, что потребует глобального прогресса в производстве водорода. Кроме того, необходим значительный запас пресной воды, что вызывает опасения по поводу справедливого доступа и потенциального воздействия опреснения на окружающую среду. Чтобы решить эти проблемы, проекты должны включать адекватные опреснительные установки, если это необходимо.

Эффективная политика и регулирование будут иметь ключевое значение для стимулирования инвестиций в электронное топливо и технологии с нулевым уровнем выбросов для судоходства и авиации. Европа стремится стать крупным производителем экологически чистого водорода, ресурса, который будет иметь ключевое значение для декарбонизации ряда трудно поддающихся электрификации секторов, таких как судоходство и авиация. Однако это также решение, которое, по крайней мере, в краткосрочной перспективе, вероятно, будет связано с премией к цене. В то время как у нас есть рынки с четкими вариантами использования – судоходство и авиация – ключом к разблокированию инвестиций и стимулированию внедрения экологически чистых водородных решений будет эффективное регулирование. Уверенность инвесторов и нормативно-правовая среда тесно связаны.

Учитывая небольшое количество значительных проектов по производству электронного топлива, достигших FID, очевидно, что существующие правила недостаточно эффективны для того, чтобы внушить уверенность в гарантированном спросе на эти решения. Аналогичным образом, при отсутствии рамок, предусматривающих использование технологий полетов с нулевым уровнем выбросов, мы рискуем замедлить инвестиции в эти решения. Это вызывает особую озабоченность, учитывая срок службы самолетов – около 30 лет – и время, необходимое для сертификации новых технологий.

Поскольку амбициозность регулирования является ключом к влиянию на бизнес-решения, преодолению барьеров в поиске финансирования и размещении капитала, следующие рекомендации будут способствовать росту и инновациям в этих секторах, предоставляя Европе конкурентные преимущества в судоходстве, авиации и экологически чистой промышленности, при одновременном достижении амбициозных климатических целей.

Рекомендации по политике:

  • Гарантировать будущее ReFuelEU Aviation и FuelEU Maritime.
  • Целевые показатели по электронному топливу должны быть усилены.
  • Цели FuelEU Maritime по электронному топливу должны быть юридически обязательными.
  • Создать рынок для полетов с нулевым уровнем выбросов (ZEF).
  • Расширить сферу действия ETS.
  • Включить международную авиацию в ETS.
  • Выбросы, не связанные с CO2, должны быть охвачены.
  • Внедрить амбициозный План инвестиций в устойчивый транспорт.

 

Зеленый компас

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *