Сервис анализа и консультаций по бункерному топливу FOBAS выпустил информационное сообщение о проблемах, возникших на судах после бункеровки в Стамбуле в марте и апреле 2025 года. Поступили отчеты о сбоях в работе топливной аппаратуры, в частности, о неисправностях топливных насосов плунжерного типа.
Для выяснения причин был проведен расширенный химический анализ проб топлива, взятых с пострадавших судов. Исследование выявило присутствие ряда химических веществ, нехарактерных для стандартного судового топлива. Среди них обнаружены 4-кумилфенол, циклогександиол, смоляные кислоты, акрилаты, дициклопентадиен (ДЦПД), инден и следовые количества тетрахлорэтилена. Отмечается, что некоторые из этих химикатов, особенно те, что используются в производстве смол и пластмасс, способны полимеризоваться под воздействием тепла и давления. Этот процесс может приводить к образованию отложений и засорению топливной системы, вызывая ее неисправности.
Несмотря на то, что стандартный рутинный анализ показывал соответствие топлива спецификациям, в бюллетене обращается внимание на необычные параметры этих проб. В частности, зафиксирована низкая вязкость (около 40 сантистокс) и высокое кислотное число (от 1,50 до 2,50 мг КОН/г). Такие характеристики совпадают с показателями проблемного топлива, которое ранее вызывало неполадки в других регионах мира.
FOBAS рекомендует судовладельцам и операторам, чьи суда бункеровались в Стамбуле в течение последних двух-трех месяцев, проявлять осторожность. Особое внимание следует уделить партиям топлива с низкой вязкостью (менее 50 сСт), высоким кислотным числом (более 1,00 мг КОН/г) или повышенным содержанием осадков. В таких случаях целесообразно рассмотреть возможность проведения дополнительного, более углубленного анализа топлива. Подчеркивается, что проблема может затрагивать не только два судна, уже сообщивших о неисправностях, но и потенциально большее число плавсредств.
В сообщении также содержится напоминание поставщикам топлива о необходимости строгого соблюдения стандарта ISO 8217. Согласно общим требованиям, изложенным в Пункте 5 этого стандарта, любое поставляемое судовое топливо должно представлять собой гомогенную смесь углеводородов. Оно не должно содержать никаких вредных веществ или химических отходов, которые могут поставить под угрозу безопасность судна, нанести вред оборудованию или негативно повлиять на работу судовых механизмов.