Мировой Совет Судоходства (WSC) опубликовал отчет «Декарбонизация судоходства в ЕС: Может ли ЕС способствовать декарбонизации судоходства?», представленный на Европейском саммите по судоходству 2025 в Брюсселе. В нем говорится, что суда, способные работать на возобновляемом топливе, и само возобновляемое топливо могут быть доступны для достижения целей ЕС к 2030 году. Однако основным препятствием для реальной декарбонизации является разница в цене между ископаемым и возобновляемым топливом.
В отчете отмечается, что без эффективного регулирования высокая стоимость возобновляемого топлива для морского транспорта ограничит и задержит его производство. Европа в настоящее время поставляет 20% мирового топлива для морского транспорта и должна значительно расширить производство возобновляемого топлива, чтобы сохранить эту долю в условиях декарбонизации сектора. Сейчас наблюдаются явные признаки увеличения производства возобновляемого топлива в ЕС. Однако текущий разрыв в ценах между возобновляемым и традиционным топливом, наряду с конкурирующим спросом со стороны других секторов, повлияет на способность судоходной отрасли использовать эти поставки.
Значительное расхождение в стоимости между возобновляемым и ископаемым топливом представляет собой серьезное препятствие: биометан на 169% дороже ископаемого СПГ, биометанол на 469% дороже мазута с очень низким содержанием серы (VLSFO). Прогнозируется, что е-метан и е-метанол будут на 560% и 626% дороже своих ископаемых аналогов. Без целевых нормативных и финансовых механизмов для преодоления этого разрыва, внедрение возобновляемого топлива на рынке будет оставаться медленным, что задержит достижение целей декарбонизации.
ЕС уже внедрил региональные политики в преддверии глобального регулирования: FuelEU Maritime – устанавливает целевые показатели по снижению интенсивности выбросов парниковых газов в судовом топливе, систему торговли квотами на выбросы (EU ETS) – вводит ценообразование на выбросы углерода для судоходства, а также регулирование инфраструктуры альтернативных видов топлива (AFIR) – содействует инвестициям в инфраструктуру заправки топливом с низким содержанием углерода. Эти меры призваны стимулировать инвестиции в более чистое судовое топливо и способствовать его широкому внедрению.
По мере разработки глобальных правил Международной морской организацией (IMO), ЕС следует согласовывать региональные политики, чтобы предотвратить искажения рынка. Эффективное регулирование должно сократить разрыв в ценах между традиционным ископаемым топливом и возобновляемыми альтернативами, чтобы масштабировать рынок возобновляемых источников энергии и обеспечить коммерческую жизнеспособность. WSC рекомендует ЕС предпринять нормативные действия для согласования региональной политики с глобальными нормами, применения принципа Well-to-Wake, разработки механизмов компенсации разницы в стоимости, а также внедрения систем сертификации топлива.
Президент и генеральный директор WSC Джо Крамек сообщает, что инвестиции в новые контейнеровозы и перевозчики автомобилей ускоряются. Примерно 200 линейных судов уже способны работать на возобновляемом топливе, и ожидается, что еще 700 судов войдут в эксплуатацию к 2030 году. Однако для того, чтобы эти суда могли реализовать свой потенциал по сокращению выбросов парниковых газов, возобновляемое топливо должно быть доступным и коммерчески жизнеспособным. Он отмечает, что поставки возобновляемого топлива, особенно в Европе, перестают быть теоретической концепцией и становятся реальностью.
Он также указывает, что поскольку биометан на 169% дороже ископаемого СПГ, биометанол – на 469% дороже VLSFO, а е-метанол – на 626%, это топливо останется коммерчески нежизнеспособным без целенаправленных мер регулирования. Перевозчики и поставщики топлива инвестируют в суда и производство топлива в ожидании принятия нормативных актов, что позволяет судоходству достичь цели декарбонизации к 2050 году и целевых показателей к 2030 году. Чтобы оставаться на верном пути и достичь цели нулевых выбросов, необходимы эффективные меры, которые позволят возобновляемому морскому топливу конкурировать с ископаемым топливом.