В 2024 году в морской индустрии наблюдается прогресс в области переоборудования судовых двигателей для использования альтернативных видов топлива, о чем свидетельствует обновленный отчет Lloyd’s Register «Engine Retrofit Report 2025». За последний год возможности отрасли по переоборудованию судовых двигателей значительно расширились. Были завершены первые с 2015 года конверсии на метанол, и продолжился рост числа верфей, способных выполнять такие работы.
В 2023 году был опубликован первый отчет «Engine Retrofit Report», в котором оценивался потенциал конверсии двигателей на альтернативные виды топлива, а также связанные с этим технологические, нормативные и проблемы безопасности. В обновленном отчете оценивается развитие этих факторов в 2024 году.
Отмечается, что спрос на переоборудование обусловлен стремлением отрасли достичь нулевого уровня выбросов к 2050 году или около того, в соответствии с амбициями Международной морской организации (IMO). В настоящее время разрабатывается нормативно-правовая база IMO, а основным стимулом для перехода на альтернативные виды топлива выступает регламент ЕС FuelEU Maritime, который в сочетании с Системой торговли выбросами ЕС (ETS) оказывает влияние на судовладельцев. Обсуждаются также среднесрочные меры IMO, которые могут вступить в силу с 2027 года.
Судовладельцам необходимо четкое понимание доступности альтернативных видов топлива, чтобы оценить целесообразность переоборудования своих судов. Одним из решений, позволяющих снизить зависимость от ценообразования на выбросы углерода, стал СПГ (сжиженный природный газ). В 2024 году было заказано более 305 судов, работающих на СПГ, что значительно опережает рост числа судов, использующих метанол и аммиак в качестве топлива.
Несмотря на отсутствие новых стимулов в 2024 году, заказы на переоборудование не претерпели стремительного роста. Прогнозируется, что конверсии на альтернативные виды топлива начнутся с небольшого количества в 2025 году и достигнут значительных показателей (более 200 в год) примерно с 2030 года. Данные о запланированных и завершенных конверсиях указывают на переход к использованию топлива с нулевым или близким к нулю уровнем выбросов. После первых проектов в 2024 году, конверсии на метанол станут более распространенными в течение следующих четырех лет, в основном благодаря подтвержденным заказам от контейнерного сектора. Данные на 2025 год включают два уже завершенных проекта и шесть запланированных на конец года.
В отчете 2023 года отмечалось, что ограниченные возможности верфей, способных проводить конверсию судов, являются серьезным препятствием. Компания выявила около 16 верфей, преимущественно в Китае и на Ближнем Востоке, обладающих необходимым опытом. Это число должно значительно вырасти для удовлетворения будущих потребностей.
Также выражается озабоченность по поводу возможных сбоев в цепочке поставок, однако инвестиционные планы производителей двигателей позволяют ожидать стабильности в этом вопросе.
В 2024 году были устранены некоторые нормативные препятствия для конверсии двухтопливных двигателей благодаря одобрению проектов поправок к Техническому кодексу по NOx Приложения VI к MARPOL. Ожидается, что эти поправки, которые должны быть приняты в апреле 2025 года, упростят процесс повторной сертификации двигателей, подвергшихся существенным модификациям.
Ценообразование на выбросы углерода становится реальностью, и судовладельцы ищут решения для снижения воздействия таких нормативных актов, как FuelEU Maritime, Система торговли выбросами ЕС и будущие среднесрочные меры IMO. Однако, несмотря на то, что стимулы со стороны спроса формируются, стимулов со стороны предложения недостаточно. В 2025 году ожидается значительно больше конверсий, что предоставит ценный опыт для развивающегося рынка. Ускорение роста числа заказов будет во многом зависеть от сигналов, которые производители альтернативного топлива и судовладельцы получат от регулирующих органов.