В ближайшее время судоходство в Средиземном море, Красном море и Аденском заливе столкнется с новыми, более строгими экологическими требованиями. Эти меры направлены на существенное снижение уровня загрязнения морской среды и атмосферного воздуха от деятельности судов.
Морские акватории, где для судов действуют повышенные стандарты по выбросам вредных веществ, определяются как зоны контроля выбросов (ECA). Основная цель таких зон — ограничить выбросы оксидов серы (SOx), оксидов азота (NOx) и твердых частиц, которые наносят ущерб окружающей среде и здоровью человека.
С 1 мая 2025 года вся акватория Средиземного моря официально станет зоной контроля выбросов оксидов серы (SOx ECA) согласно требованиям Приложения VI Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов (MARPOL). Все суда, на которые распространяется действие этого приложения, при нахождении в Средиземном море должны будут либо использовать судовое топливо с очень низким содержанием серы — не более 0,10% по массе, либо применять альтернативные технологии очистки выхлопных газов или другие методы, обеспечивающие эквивалентное снижение выбросов.
Одновременно, с 1 января 2025 года, Красное море и Аденский залив получают статус особых районов в соответствии с Приложениями I и V конвенции MARPOL, что влечет за собой ужесточение правил сброса нефти и мусора. Для всех судов валовой вместимостью 400 тонн и более будет запрещен сброс в море нефти или нефтесодержащих смесей в этих районах. Исключение возможно лишь при строгом соблюдении комплекса условий: судно должно находиться в движении, нефтесодержащая смесь должна быть обработана через сертифицированное фильтрующее оборудование, содержание нефти в очищенной воде не должно превышать 15 частей на миллион, смесь не должна происходить из льял грузовых насосных отделений нефтяных танкеров, а для танкеров — не должна быть смешана с остатками нефтяного груза.
Для нефтяных танкеров вводится еще более строгий режим: любой сброс нефти или нефтесодержащих смесей из зоны грузовых танков в акваториях Красного моря и Аденского залива будет полностью запрещен. Это ограничение, однако, не распространяется на сброс чистого или изолированного балласта, не загрязненного нефтью.
Правила обращения с мусором также ужесточаются. С 1 января 2025 года в особом районе Красного моря сброс мусора для всех судов будет разрешен только во время движения судна и строго в соответствии с нормами, установленными Правилом 6 Приложения V конвенции MARPOL, которое регламентирует типы мусора, допустимого к сбросу, и условия такого сброса.
Точные географические координаты границ зоны контроля выбросов SOx в Средиземном море и особых районов в Красном море и Аденском заливе определены в соответствующих дополнениях к конвенции MARPOL. О необходимости соблюдения новых требований судоходные компании и операторов информирует Морская администрация Сент-Винсента и Гренадин.
Введение новых зон и ужесточение правил вписываются в глобальную тенденцию усиления мер по защите морской среды от воздействия судоходства. Недавно Международная морская организация (IMO) в ходе 83-й сессии Комитета по защите морской среды (MEPC 83) достигла соглашения о создании еще одной, самой большой в мире на данный момент, зоны контроля выбросов в Северо-Восточной Атлантике. Она протянется вдоль побережий Португалии, Испании и Франции, охватит воды вокруг Британских островов и дойдет до Исландии и Гренландии. Вступление в силу этих норм планируется на 2027 год.