Климат и суда: разрыв с целями IMO увеличился вопреки усилиям перевозчиков

Отчет Sea Cargo Charter Disclosure Report за 2025 год свидетельствует о прогрессе в сокращении выбросов в морской отрасли, однако на пути к достижению климатических целей остаются серьезные вызовы.

Большинство участников Хартии морских грузоперевозок (Sea Cargo Charter, SCC) за последний год снизили интенсивность своих выбросов. Это отражает растущую зрелость, амбициозность и прозрачность данной инициативы.

Тем не менее, для соответствия амбициозным целям по сокращению выбросов, установленным Международной морской организацией (IMO), которые с каждым годом становятся все строже, необходимо ускорить темпы работы.

Согласно отчету, 32 из 34 отчитавшихся участника хартии пересчитали свои прошлогодние показатели для обеспечения корректного сравнения с текущими результатами, применив обновленные траектории и коэффициенты выбросов к данным, собранным в 2023 году. В среднем наблюдается снижение соответствия климатическим целям по сравнению с прошлым годом: в 2024 году участники оказались менее «согласованными» с траекториями сокращения выбросов, чем в 2023. Это связано с ежегодным ужесточением целевых показателей и возрастающим давлением на отрасль.

Средний показатель несоответствия минимальной траектории IMO, где оценка каждого участника имеет одинаковый вес, составил +12,2%.

По отношению к так называемой «целевой» (striving) траектории, которая отражает более амбициозные устремления, средний показатель несоответствия достиг +18,1%. Это означает, что в среднем интенсивность выбросов от деятельности участников в 2024 году была на 18,1% выше требуемого уровня для согласования с амбициозными целями IMO. Эти цели предусматривают сокращение выбросов парниковых газов от международного судоходства на 30% к 2030 году, на 80% к 2040 году и достижение чистого нуля к 2050 году или приблизительно в этот период.

Однако это не обязательно означает, что интенсивность выбросов портфелей участников увеличилась. Большинство из них фактически улучшили свои показатели: 19 из 32 участников, пересчитавших прошлогодние данные, сообщили о более низкой интенсивности выбросов, а трое – о неизменной. Парадокс заключается в том, что, хотя большинство и добились улучшений в 2024 году, сами траектории снижения выбросов ежегодно ужесточаются, требуя все больших усилий.

Это становится очевидным на примере девяти участников, которые сообщили о более высоких показателях несоответствия в этом году, несмотря на улучшение общей интенсивности выбросов. В этих случаях масштаб улучшений оказался недостаточным для достижения требуемой эффективности, необходимой для согласования с ужесточившимися траекториями. Данная ситуация демонстрирует масштаб необходимых изменений, чтобы отрасль вышла на курс достижения целей IMO по сокращению выбросов. Кроме того, два участника улучшили свой показатель соответствия климатическим целям по минимальной траектории, но не по «целевой».

В краткосрочной перспективе темпы прогресса, необходимые для согласования с «целевой» траекторией, выше, чем для согласования с минимальной.

Тем не менее, восемь участников, то есть четверть всех пересчитавших прошлогодние данные, улучшили в этом году как интенсивность выбросов, так и показатели соответствия климатическим целям, демонстрируя, что прогресс в этом направлении достижим. Высокие показатели отчетности и растущая верификация данных отражают зрелость практик в рамках хартии.

Энгебрет Дам, заместитель председателя Sea Cargo Charter и генеральный директор Klaveness Combination Carriers, заявляет, что Хартия морских грузоперевозок продолжает оставаться мощным инструментом прогресса, помогая морской отрасли преобразовывать климатические амбиции в конкретные действия. По его словам, результаты этого года демонстрируют, что даже при возрастающих амбициях климатических целей IMO участники хартии повышают уровень прозрачности, улучшают операционную деятельность и качество данных.

Ежегодный отчет Sea Cargo Charter Annual Disclosure Report за 2025 год подготовлен Global Maritime Forum, который выполняет функции секретариата при экспертной поддержке UMAS и Smart Freight Centre.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *