В 2024 году в порту Роттердама, одном из крупнейших портовых и логистических хабов мира, зафиксированы интересные тенденции в сфере бункеровки морских судов топливом. Общий объем бункеровки составил 9,8 миллиона тонн, что, по данным администрации порта Роттердама, незначительно – на 0,9 процента – меньше показателя 2023 года, когда было заправлено 9,9 миллиона тонн. Это снижение охватывает различные виды топлива, включая мазут, судовое дизельное топливо и другие виды.
Одним из наиболее заметных изменений стало восстановление спроса на сжиженный природный газ (СПГ). После спада, вызванного резким ростом цен на газ в предыдущие периоды, в 2024 году спрос на СПГ вернулся к прежним уровням. Администрация порта сообщает, что объем бункеровки СПГ достиг 0,94 миллиона кубических метров, что на 52 процента больше, чем в 2023 году, когда было заправлено 0,62 миллиона кубических метров. Это свидетельствует о возвращении СПГ в качестве одного из предпочтительных видов топлива для морских судов, особенно на фоне стремления отрасли к снижению выбросов.
Еще одним важным трендом стало стремительное увеличение спроса на биометанол. После первой в истории порта бункеровки биометанолом в 2023 году, его популярность резко возросла. Администрация порта Роттердама информирует, что в 2024 году спрос на биометанол достиг почти 4000 тонн, в то время как в 2023 году этот показатель составлял всего 750 тонн. Такой рост подчеркивает растущий интерес отрасли к альтернативным видам топлива с низким углеродным следом и стремление к декарбонизации морских перевозок.
Однако ситуация с биотопливными смесями оказалась неоднозначной. Администрация порта Роттердама отмечает, что спрос на них в течение 2024 года демонстрировал «дихотомию»: незначительный рост в первой половине года сменился резким падением во второй. Особенно заметно это было на примере биотопливных смесей VLSFO (мазут с очень низким содержанием серы), которые являются наиболее востребованными среди биотопливных смесей. Основной причиной этого, как сообщает администрация порта, стало увеличение доступности биотопливных смесей в Азии после введения Европейским союзом антидемпинговых пошлин на китайское биотопливо. Несмотря на эти колебания, общий спрос на биотопливные смеси остался на уровне 2023 года и составил 750 000 тонн. Это указывает на то, что, несмотря на растущий интерес к экологически чистым видам топлива, рынок все еще находится в стадии формирования и подвержен влиянию различных факторов, включая геополитические и экономические.