Япония успешно испытала первые в мире морские водородные двигатели



Японский консорциум, в который вошли компании Kawasaki Heavy Industries, Yanmar Power Solutions и Japan Engine Corporation, объявил о проведении первых в мире наземных испытаний морских двигателей, работающих на водороде. Это событие знаменует собой важный шаг на пути к декарбонизации мирового судоходства и переходу на экологически чистые виды топлива.

Демонстрационные испытания прошли на заводе Japan Engine Corporation с использованием недавно созданной системы подачи сжиженного водородного топлива. Результаты показали, что инженерам Kawasaki и Yanmar удалось добиться стабильного сгорания водорода в среднеоборотных четырехтактных двигателях на их номинальной мощности. Это подтверждает жизнеспособность технологии для коммерческого применения.

Проект является частью японской государственной инициативы «Развитие судов нового поколения», реализуемой под управлением Организации по развитию новых энергетических и промышленных технологий (NEDO). Конкретно, разработка ведется в рамках программы «Развитие морского водородного двигателя и MHFS», направленной на кардинальное снижение выбросов в морском транспорте. Для достижения этих целей правительство Японии учредило «Зеленый инновационный фонд» с целью достичь углеродной нейтральности к 2050 году.

В рамках проекта компания Kawasaki Heavy Industries разработала систему подачи сжиженного водорода, которая обеспечивает его хранение, газификацию и подачу в двигатели как под высоким, так и под низким давлением. Это позволяет тестировать различные типы силовых установок: от главных двухтактных двигателей до вспомогательных четырехтактных и генераторных установок для судов с электродвижением. В то же время Japan Engine Corporation ведет разработку низкооборотного двухтактного водородного двигателя, эксплуатационные испытания которого запланированы на весну 2026 года.

Важной особенностью созданных силовых установок является их двухтопливная система. Двигатели могут работать как на водороде, так и на традиционном дизельном топливе. Это обеспечивает судовым операторам необходимую гибкость в переходный период, позволяя сокращать выбросы парниковых газов в соответствии с ужесточающимися требованиями, в том числе со стороны Международной морской организации (ИМО). После успешного завершения наземных испытаний консорциум планирует перейти к морским тестам на борту судов в сотрудничестве с судовладельцами и верфями для последующего внедрения технологии в коммерческую эксплуатацию.