Международное новостное агентство сообщает о результатах нового исследования, проведенного компанией Vaisala совместно с Международной ассоциацией ветряных судов (IWSA). Исследование посвящено анализу актуальных проблем и перспектив развития систем ветродвижителей (WASP) для морских судов. В опросе приняли участие представители компаний, поставляющих различные технологии WASP, такие как крылья, мягкие паруса, роторы, жесткие паруса и всасывающие паруса, а также представители судоходных компаний, эксплуатирующих суда типа ро-ро, балкеры и танкеры.
Опрос выявил ключевые потребности и проблемы отрасли. В частности, отмечается высокий спрос на точные данные о ветре без искажений, необходимость улучшения эксплуатационной эффективности за счет удаленного мониторинга ветра, а также важность краткосрочного прогнозирования ветра (наукастинга) для оптимизации работы систем WASP.
Особое внимание уделяется локальным измерениям ветра. 75% респондентов считают локальные измерения ветра «очень важными» для оптимизации работы WASP. Этот показатель значительно вырос по сравнению с 2022 годом, когда только 20% респондентов придавали такое же значение локальным измерениям. Основным инструментом для сбора этих данных остаются ультразвуковые анемометры, обеспечивающие надежность и точность. Большинство респондентов (более 87%) подтверждают, что данные о локальном ветре помогают оптимизировать их системы WASP, а половина опрошенных отмечает их роль в повышении безопасности, гарантируя, что системы активны только в оптимальных ветровых условиях.
Среди основных проблем в области ветроизмерительных технологий для оптимизации WASP респонденты выделяют: необходимость получения высокоточных и надежных данных о ветре с минимальным уровнем шума и помех; использование передовых инструментов, таких как ветровые лидары, для получения неискаженных данных о ветре и осуществления прогнозных корректировок; проведение комплексного анализа ветрового поля с учетом сложных условий окружающей среды, вместо использования ограниченных или одноточечных данных; стратегическое размещение датчиков, чтобы избежать искаженных воздушных потоков и получить точные показания ветра; поиск экономически эффективных решений, соответствующих нормативным требованиям. Один из респондентов подчеркивает, что для проверки получение неискаженных данных о ветре с помощью лидара имеет первостепенное значение, что отражает растущий спрос на передовые решения, повышающие точность и надежность измерений.
Более 80% респондентов используют прогнозы погоды для оптимизации своих ветродвижительных систем, что подчеркивает важность интеграции прогностических данных. Данные о локальном ветре в режиме реального времени позволяют вносить немедленные коррективы, а прогнозы помогают в стратегическом планировании. Более 30% респондентов отдают предпочтение локальным наблюдениям за ветром из-за их точности и оперативности. Однако растет число тех, кто в равной степени ценит и то, и другое, что свидетельствует о тенденции к интеграции данных в реальном времени и прогностических данных для комплексной оптимизации системы.
Агентство отмечает, что в 2024 году морская индустрия добилась значительного прогресса в изучении ветродвижителей как инструмента декарбонизации. Крупные операторы переоборудуют суда, устанавливая системы WASP, такие как роторные паруса, паруса-крылья и системы кайтов, для повышения топливной эффективности и снижения выбросов. Прогнозы по внедрению этих технологий разнятся: ЕС ранее оценивал количество установок в 3700–10700 к 2030 году, в то время как правительство Великобритании предполагает, что к 2050 году ветродвижители будут использоваться на 40–45% мирового флота. Несмотря на оптимизм, широкому распространению препятствуют нормативные, технические и логистические проблемы. Оценка эффективности системы остается сложной задачей из-за таких факторов, как конструкция судна, особенности эксплуатации и условия окружающей среды. Классификационные общества Bureau Veritas и Lloyd’s Register указывают на такие препятствия, как отсутствие стандартизированных критериев, скрытые затраты и необходимость значительного расширения цепочки поставок.