7 апреля в Лондоне стартовали ключевые переговоры в рамках 83-й сессии Комитета по защите морской среды (MEPC 83), направленные на утверждение новых обязательных норм для перевода международного судоходства на углеродную нейтральность. Генеральный секретарь Международной морской организации (IMO) Арсенио Домингес отметил прогресс в согласовании проекта Рамочной программы IMO по достижению нулевых выбросов, которая усилит меры по борьбе с изменением климата в морском секторе.
Среди предлагаемых инициатив — обязательное снижение углеродоёмкости судового топлива, введение глобального механизма ценообразования на выбросы и создание Фонда IMO Net-Zero. Фонд призван стимулировать использование экологически чистых видов топлива и технологий, а также поддержать развивающиеся страны для обеспечения справедливого перехода.
7 апреля MEPC 83 принял ряд решений, включая План действий на 2025 год по борьбе с пластиковым мусором с судов, временные рекомендации по перевозке смесей биотоплива и грузов, регулируемых Приложением I к MARPOL, а также руководство по подводной очистке судов от биообрастания. Кроме того, утверждены поправки к Руководству 2023 года по инвентаризации опасных материалов. Эти меры войдут в Приложение VI (Загрязнение воздуха с судов) Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов (MARPOL), которая охватывает 97% мирового торгового флота по тоннажу.
Домингес выразил уверенность, что к концу недели участники переговоров смогут достичь компромисса и сделать значительный шаг в реализации Стратегии IMO по сокращению выбросов парниковых газов. Он отметил усилия государств-членов в поиске консенсуса, несмотря на сохраняющиеся разногласия по ключевым вопросам. Переговоры продлятся до 11 апреля, а окончательный проект правового текста ожидается к завершению сессии. После этого поправки к MARPOL будут направлены странам-участницам для окончательного утверждения в октябре 2025 года на внеочередном заседании Комитета.
В течение недели MEPC также рассмотрит другие экологические инициативы, включая создание новых зон контроля выбросов и особо уязвимых морских районов, а также продолжит пересмотр Конвенции о балластных водах.