Улавливание углерода на судах: путь к нулевым выбросам к 2050 году

Форум морских технологий (MTF) опубликовал новый отчет, в котором представлены рекомендации по разработке и внедрению безопасных бортовых систем улавливания и хранения углерода (OCCS). Этот документ подчеркивает значительный потенциал OCCS как технологии, способной снизить выбросы парниковых газов в морском секторе, что соответствует глобальным целям по декарбонизации, включая и цель Международной морской организации (IMO) по достижению нулевого уровня выбросов к 2050 году.

В настоящее время IMO занимается разработкой нормативно-правовой базы для безопасного внедрения OCCS, уделяя особое внимание выбросам в течение всего жизненного цикла. Однако, на данный момент, международные правила, полностью регулирующие OCCS, отсутствуют. Ожидается, что Европейский Союз официально оформит свою позицию к 2027 году в рамках климатического пакета «Fit for 55».

В отчете MTF отмечается, что успешное внедрение OCCS в морской отрасли зависит от двух основных предпосылок: экономической эффективности и надежной цепочки поставок. Эти факторы имеют решающее значение для привлечения инвестиций, обеспечения эксплуатационной осуществимости и максимизации экологических преимуществ технологии, поскольку уловленный CO2 должен надежно храниться или эффективно использоваться.

Наиболее важной предпосылкой для внедрения OCCS является наличие гарантированной цепочки поставок, которая включает инфраструктуру и процессы для разгрузки, транспортировки и постоянного хранения (или утилизации) уловленного CO2. Для создания надежной цепочки поставок, по мнению экспертов, необходимы инвестиции в специализированные терминалы или приемные суда, оснащенные для безопасной и эффективной выгрузки сжиженного CO2 с судов. Также важна интеграция уловленного CO2 с судов в существующие или планируемые сети транспортировки и хранения углерода для обеспечения постоянной секвестрации уловленного CO2. Кроме того, необходимо установление четких спецификаций чистоты и состава уловленного CO2, что обеспечит совместимость с различными вариантами транспортировки, хранения и утилизации. Наконец, требуется надежная схема сертификации для количественной оценки, мониторинга и проверки удаления углерода. Это гарантирует, что элементы цепочки создания стоимости принимают предложенные решения по транспортировке и хранению CO2.

Экономическая эффективность является ключевым фактором для широкого внедрения OCCS. Технология требует значительных капитальных затрат на установку улавливающих установок, систем кондиционирования CO2 и резервуаров для хранения. Эксплуатационные расходы также являются серьезным фактором, включая дополнительное потребление энергии для улавливания, сжатия и сжижения CO2, а также потенциальные топливные штрафы. В связи с этим, подчеркивается необходимость минимизации как капитальных, так и эксплуатационных затрат для повышения экономической жизнеспособности OCCS. Этого можно достичь посредством технологических усовершенствований, оптимизации конструкции системы, эффекта масштаба и государственных стимулов, таких как субсидии, фонды или механизмы ценообразования на углерод.

В настоящее время не существует международных правил, регулирующих установку OCCS на борту судов (а также то, как выгружать уловленный CO2 и транспортировать его на приемлемый объект постоянного хранения). Это вносит неопределенность в отношении требований соответствия и стандартов, а также задерживает инвестиции и внедрение технологии OCCS судовладельцами и операторами. Нормативно-правовая база для бортового улавливания углерода находится в стадии обсуждения и разработки.

Несмотря на усилия классификационных обществ по устранению нормативных пробелов, требуется дальнейшая оценка и разъяснение следующих вопросов: примеси в диоксиде углерода (влияют на процесс сжижения и могут вызывать коррозию), токсичность CO2 (требуется уточнение стандартов безопасности), прочие бортовые технологии CCS (находятся в разработке), обучение экипажа (требуются специализированные программы) и управление безопасностью (необходимо адаптировать Кодекс ISM).

В отчете предлагается ряд ключевых шагов для содействия внедрению OCCS в морской отрасли: сотрудничество для создания гарантированной цепочки поставок CO2, разработка четких и последовательных правил по безопасности и экологическим показателям, разработка схем сертификации для инфраструктуры цепочки поставок CO2, определение допустимых уровней примесей CO2, внесение изменений в системы управления безопасностью и разработка специализированных программ обучения для членов экипажа, а также акцент на разработке технологий OCCS для повышения эффективности и снижения затрат.

 

Зеленый компас

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *