Выбросы судов: IMO ищет компромисс по новым глобальным мерам

В Лондоне завершилось 18-е заседание Межсессионной рабочей группы IMO по сокращению выбросов парниковых газов с судов (ISWG-GHG 18), проходившее с 17 по 21 февраля. Встреча вызвала оживленные дискуссии и призывы к дальнейшим действиям в морской отрасли. Рабочая группа продолжила обсуждение предложений по сокращению выбросов, используя в качестве основы проект «Рамочной программы IMO по достижению нулевого уровня выбросов», согласованный на предыдущем заседании Комитета по защите морской среды (MEPC 82). Этот проект объединяет предложения государств-членов и международных организаций о возможных поправках к Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ, Приложение VI).

Стратегия IMO по сокращению выбросов парниковых газов 2023 года обязывает государства-члены принять среднесрочные меры по сокращению выбросов с судов к концу 2025 года. Эти меры включают технический элемент – стандарт морского топлива, регулирующий поэтапное снижение интенсивности выбросов парниковых газов, и экономический элемент – механизм ценообразования на выбросы. Принятие этих поправок включит предлагаемые среднесрочные меры в договор, участниками которого являются 107 сторон, представляющих 97% мирового торгового флота.

Как отмечает Мари Фрикоде, аспирант Энергетического института Университетского колледжа Лондона, на заседании ISWG-GHG 18 были проработаны ключевые элементы поправки к Приложению VI МАРПОЛ. Процесс движется к финальной стадии на MEPC 83, но предстоит принять важные решения по экономическим мерам. Целью обсуждений ISWG-GHG 18 была дальнейшая разработка проекта поправок к Приложению VI МАРПОЛ. Обсуждались: глобальные правила интенсивности выбросов для морского топлива, структура экономического механизма, аспекты предлагаемого «Фонда IMO по достижению нулевого уровня выбросов», распределение доходов и потенциальное воздействие на продовольственную безопасность.

Делейн Маккалоу, менеджер по политике в области выбросов в судоходстве организации Ocean Conservancy и президент Коалиции за чистое судоходство, призывает страны продемонстрировать лидерство, согласовав амбициозные стандарты топлива и сбор за выбросы парниковых газов, которые снизят воздействие судоходства на климат. Она настаивает на недопустимости ослабления этих мер в результате компромиссов.

Несмотря на широкую поддержку универсального сбора за выбросы парниковых газов с судов со стороны судоходной отрасли для достижения нулевых выбросов к 2050 году, окончательного соглашения достигнуто не было. Около 75% государств-членов IMO поддерживают систему взносов, предложенную «группой 50+» правительств и ICS. Однако сохраняется противодействие со стороны Китая, Бразилии и ряда других стран. Доктор Анника Фрош, научный сотрудник Энергетического института UCL, отмечает рост поддержки сбора – его одобряют 66% сторон, подписавших Приложение VI МАРПОЛ. Это отражает широкую коалицию, включающую ключевые государства флага, африканские страны, малые островные развивающиеся государства и наименее развитые страны.

Правительства в целом согласились создать Фонд IMO, который будет ежегодно генерировать миллиарды долларов за счет сборов за выбросы с судов. Фонд предоставит финансовые стимулы для судов, использующих низкоэмиссионные виды топлива ( «зеленый» метанол, биометан, «зеленый» аммиак и биотопливо), чтобы сократить разрыв в стоимости с традиционными видами топлива. Остаются нерешенными ключевые детали стандарта интенсивности выбросов для топлива. Предложение ICS о сборе для судов, не способных соблюдать требования из-за ограничений доступности топлива, все еще рассматривается. Многие развивающиеся страны поддерживают этот подход, а не сложную систему торговли квотами. Также обсуждается вопрос о возможности объединения усилий разных компаний по соблюдению требований из-за ограниченной доступности топлива.

Гай Платтен, генеральный секретарь Международной палаты судоходства (ICS), отмечает, что, несмотря на прогресс в отношении нового пакета мер по сокращению выбросов, предстоит еще много срочной работы. Он выражает удовлетворение тем, что переговоры, несмотря на разногласия, продолжаются в позитивном ключе. Рабочая группа согласилась сохранить все предложения по экономическому элементу на рассмотрении и приняла к сведению «варианты компромисса». Усилия будут направлены на определение поправок к Приложению VI МАРПОЛ, которые могут получить одобрение на сессии MEPC 83 (7-11 апреля 2025 года). Делегации подтвердили приверженность поиску путей сближения позиций.

После рассмотрения проекта рамочной программы IMO председатель, по согласованию с Секретариатом, подготовил обновленную версию поправок к Приложению VI МАРПОЛ. Версия объединяет области согласия и вводит новые варианты компромисса. Она будет приложена к отчету Группы для MEPC 83 как «рабочий документ» и рассмотрена на 19-м заседании Межсессионной рабочей группы (1-4 апреля 2025 года) перед MEPC 83. Брайан-Вуд Томас, вице-президент WSC по окружающей среде и климату, заключает, что любые обязательства по выбросам парниковых газов должны быть изложены в форме четких, юридически обязательных правил. Он подчеркивает необходимость проведения сложных переговоров сейчас, чтобы обеспечить эффективность мер и создать равные условия.

 

Зеленый компас

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *