Ядерные реакторы для судов: новый отчет призывает к действиям

В новом документе, подготовленном CORE POWER, NorthStandard и Lloyd’s Register (LR), предлагается структура для поддержки разработки в Великобритании передовых, безопасных, малых ядерных реакторов в качестве надежного и масштабируемого источника морской энергии с нулевым уровнем выбросов. Согласно отчету «Передовая морская ядерная энергетика: уникальная возможность для Великобритании», Великобритания имеет хорошие возможности для того, чтобы возглавить безопасную разработку и внедрение новых ядерных энергетических систем для коммерческих судов и плавучих атомных электростанций (ПАЭС). В новом документе изложена политическая основа для правительства Великобритании по поддержке развертывания передовых малых ядерных реакторов на коммерческих судах и ПАЭС.

Возможность коммерческого страхования судов с ядерными двигателями будет иметь жизненно важное значение для успеха внедрения ядерной энергии на морском транспорте. Важно, чтобы правительства понимали необходимость разработки конвенции о гражданской морской ядерной ответственности в рамках IMO и работали над созданием соответствующего режима ответственности, – говорит Пол Дженнингс, управляющий директор NorthStandard.

В настоящее время мировое судоходство зависит от ископаемого топлива почти на 99% своего энергопотребления, но Международная морская организация (IMO) стремится к тому, чтобы выбросы парниковых газов (ПГ) достигли чистого нуля примерно к 2050 году. Однако альтернативные варианты топлива (включая биодизель, метанол, водород и аммиак) сталкиваются с серьезными проблемами, связанными со стоимостью, производством, транспортировкой и использованием.

На COP 28 Великобритания обязалась утроить свои мощности по производству ядерной энергии. В «Дорожной карте гражданской ядерной энергетики до 2050 года», опубликованной предыдущим правительством, изложены планы по включению ряда ядерных технологий – от передовых малых модульных реакторов (A-SMR) до крупномасштабных атомных электростанций – в энергетический баланс Великобритании. Эти новые, передовые ядерные технологии с их модульной конструкцией обеспечивают простые процессы производства и получения разрешений регулирующих органов, что позволяет значительно повысить энергоэффективность мирового судоходства.

Согласно отчету, при наличии правильных инвестиций и политики Великобритания может создать отрасль стоимостью в несколько миллиардов фунтов стерлингов. Помимо нулевого загрязнения, суда с ядерными двигателями не будут зависеть от берегового питания в порту и даже смогут подавать электроэнергию в сеть. ПАЭС также могут быть использованы для решения проблем, связанных с береговым питанием и дорогостоящими подключениями к национальной энергосистеме Великобритании.

Великобритания была в центре мирового судоходства на протяжении веков, и этот отчет подтверждает, что морская ядерная энергетика не только необходима для значительного повышения энергоэффективности судоходства, но и представляет собой экономическую возможность в размере 2,5 триллиона фунтов стерлингов. Со временем стоимость бездействия намного превысит стоимость лидерства на этом быстро развивающемся рынке, – комментирует основатель и генеральный директор CORE POWER Микал Бё.

В отчёте содержатся рекомендации и действия для правительства Великобритании. Лидирующая роль в продвижении технологий A-SMR для безопасного развертывания в гражданском морском секторе будет способствовать экономическому росту, инвестициям и созданию рабочих мест в Великобритании. Для достижения этой цели правительство должно играть ведущую роль, содействуя и координируя диалог между различными правительствами и международными организациями для обновления правил и положений, проводя образовательные кампании о ценности и управлении безопасностью ядерных технологий, а также предоставляя стимулы для иностранных инвестиций в ядерные разработки в Великобритании.

Если Великобритания хочет в полной мере реализовать возможности, предоставляемые гражданскими ядерными морскими технологиями, в ближайшем будущем потребуются следующие действия правительства: Министерство энергетической безопасности и чистого нуля (DESNZ) должно официально расширить мандат Управления по ядерному регулированию (ONR), британского ядерного регулятора, включив в него плавучие ядерные установки и предоставив им бюджет для этого; Великобритания должна взять на себя ведущую роль в пересмотре Главы VIII СОЛАС и Ядерного кодекса (Резолюция A.491); Великобритания должна использовать свое видное положение в IMO для продвижения обсуждений и создания глобальной системы ответственности для операторов гражданских судов с ядерными двигателями.

После этих первоначальных действий в отчете рекомендуются следующие долгосрочные действия: содействие взаимодействию между соответствующими регулирующими органами, такими как ONR, Агентство морской и береговой охраны и местные органы власти, для обеспечения возможности строительства, размещения и эксплуатации судов с ядерными двигателями и ПАЭС; рассмотрение вопроса о выделении средств на снижение рисков и совместное финансирование передовых ядерных проектов, отвечающих определенным параметрам, включая морскую ядерную энергетику; поддержка отечественных цепочек поставок компонентов и ядерного топлива (включая возможности обогащения); просвещение общественности о ядерной энергии; поддержка вывода из эксплуатации и обращения с отработавшим ядерным топливом.

Комментируя публикацию исследовательского документа, Энди Маккеран, коммерческий директор LR, заявил, что по мере продвижения ядерных технологий к морским применениям, включая плавучие атомные электростанции, глобальное согласование регулирования становится решающим. CORE POWER, NorthStandard и LR планируют совместно обсудить потенциальную роль безопасных и устойчивых ядерных технологий в морской отрасли на следующей Лондонской международной неделе судоходства (LISW) в сентябре 2025 года.

Напомним, что EMSA инициировало исследование потенциала судов с ядерными электростанциями, которое показало, что ядерная энергия для судоходства, по-видимому, является потенциальным путем для содействия декарбонизации сектора, но она представляет собой ряд проблем, которые необходимо решить в первую очередь, включая производство, безопасность, охрану, обучение, а также режим ответственности и страхования.

 

Зеленый компас

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *