Морская индустрия, активно переходящая на суда с двухтопливными двигателями, столкнулась с новыми сложностями в управлении бункерным топливом. Особую озабоченность вызывает сохранность мазута с очень низким содержанием серы (VLSFO), как отмечают специалисты из Gard Club.
Суда с двухтопливными системами обычно могут работать либо на VLSFO, либо на сжиженном природном газе (СПГ). Фрахтователи судов часто выбирают СПГ из экономических соображений. В результате VLSFO может оставаться в судовых танках на длительные периоды, что значительно повышает риск его деградации и потери качества.
Новейшие рекомендации Международного совета по двигателям внутреннего сгорания (CIMAC) от 2024 года подтверждают, что VLSFO может портиться быстрее, чем традиционный мазут с высоким содержанием серы (HSFO). Рекомендуется использовать VLSFO в идеале в течение шести месяцев после бункеровки, а для биотопливных смесей этот срок может быть еще короче. Это существенно меньше, чем традиционный срок хранения HSFO, который мог достигать двух лет.
Возникает сложный вопрос о распределении ответственности за управление качеством бункерного топлива. Судовладельцы могут настаивать на том, что обязанность фрахтователей поставлять топливо, соответствующее спецификации, является непрерывной и не заканчивается в момент поставки. Эта позиция особенно актуальна для двухтопливных судов, где именно решения фрахтователя об использовании СПГ приводят к длительному простою VLSFO.
Судовладельцы также могут ссылаться на подразумеваемое возмещение убытков, утверждая, что прямые указания фрахтователей по эксплуатации судна (например, выбор используемого топлива) привели к деградации VLSFO и любым последующим повреждениям оборудования.
С другой стороны, фрахтователи могут утверждать, что их обязательство ограничивается поставкой кондиционного топлива в момент бункеровки. Они считают, что дальнейший уход за топливом, включая контроль его стабильности, проведение анализов, добавление присадок и циркуляцию в танках, входит в сферу операционного управления судном и является обязанностью судовладельцев.
По данным Gard Club, проблема порчи VLSFO на двухтопливных судах становится все более острой, и простого решения пока нет. Хотя фрахтователи часто имеют право определять, какой вид топлива использовать, им необходимо осознавать практические последствия длительного хранения VLSFO. Возможно, им придется пойти на уступки в своем праве давать инструкции по использованию закупленного ими бункера.
Судовладельцам, в свою очередь, следует активно контролировать качество топлива на борту и принимать превентивные меры для минимизации потерь. Четкие формулировки в договорах фрахтования, регулярное тестирование топлива и совместное принятие решений между владельцами и фрахтователями становятся ключевыми факторами для управления этой сложной ситуацией.