В Великобритании стартовало новое исследование, посвященное изучению аммиака как перспективного топлива для морского сектора. Проект возглавляет инжиниринговая компания Ricardo в сотрудничестве с лондонским Университетом Брунеля и портом Кромарти-Ферт. Цель работы — не только оценить потенциал аммиака в рамках декарбонизации судоходства, но и разработать концепцию аммиачного двигателя внутреннего сгорания нового поколения.
Инициатива под названием FASTMOVE является частью более широкой государственной программы UK SHORE, направленной на ускорение перехода к устойчивой морской отрасли и стимулирование экономического роста в Соединенном Королевстве. В рамках проекта исследователи сосредоточатся на применении четырехтактных судовых двигателей, работающих на аммиаке, в судах обеспечения морских платформ. Это должно способствовать сокращению выбросов и укрепить позиции Великобритании как лидера в технологиях сжигания аммиака.
«Это технико-экономическое обоснование дает нам возможность изучить потенциальные преимущества и проблемы использования четырехтактных судовых двигателей на аммиаке на судах обеспечения, определив, предложат ли они более устойчивое решение в этой части морского сектора», — отметил Ричард Осборн, глобальный технический эксперт Ricardo по экологичным двигателям.
Ключевые задачи проекта включают оценку возможностей аммиака для декарбонизации судов, использующих порт Кромарти-Ферт, углубленное изучение процесса сгорания аммиака в двухтопливных системах под высоким давлением и разработку концепции камеры сгорания, которая позволит максимально увеличить долю аммиака в топливной смеси при минимальных выбросах загрязняющих веществ. Важной частью исследования станет оценка аспектов безопасности для портов и судов.
Каждый участник проекта вносит свой уникальный вклад. Университет Брунеля предоставит свои лаборатории для анализа распыления топлива и моделирования горения. Ricardo применит свой обширный опыт в области двигателей и морского сектора для разработки первоначальных концепций сгорания, а порт Кромарти-Ферт оценит требования безопасности для хранения аммиака и заправочных систем.
«Университет Брунеля уже давно является пионером в исследованиях аммиака, от топливных смесей для грузовиков до новых применений в судоходстве. Мы рады сотрудничать с другими лидерами в своих областях, чтобы сделать следующий шаг в доказательстве потенциала аммиака как топлива с нулевым выбросом углерода и в установлении стандартов для декарбонизации одного из самых сложных секторов», — прокомментировала Синьян Ван, профессор Университета Брунеля.
Проект стартует в ближайшее время и, как ожидается, завершится весной 2026 года. По словам Джоанн Олдей, руководителя отдела стратегии и развития бизнеса порта Кромарти-Ферт, порт заинтересован в том, чтобы понять, как аммиак может помочь предлагать клиентам более чистые виды топлива и «сыграть основополагающую роль в установлении стандартов безопасности для его использования в Великобритании и за ее пределами».