Крупный портово-промышленный комплекс Омана Sohar Port and Freezone заключил соглашение о развитии с компанией Moonrock в качестве ведущего инвестора и датской компанией Powercon в роли технического партнера. Целью сотрудничества является создание инфраструктуры берегового электроснабжения на контейнерном терминале.
Проект позволит судам, находящимся у причала, подключаться к береговой электросети во время грузовых операций. Это даст возможность отключать бортовые двигатели, что приведет к значительному сокращению вредных выбросов в атмосферу, повысит операционную эффективность и будет способствовать достижению целей по углеродной нейтральности к 2050 году.
Ожидается, что данная инициатива укрепит позиции Омана как привлекательного направления для мировых судоходных линий, стремящихся соответствовать целям Международной морской организации (ИМО) по декарбонизации и устойчивому судоходству. Кроме того, проект станет важным шагом на пути страны к созданию более экологичного логистического сектора.
Технология берегового электроснабжения, также известная как «холодная глажка» или OPS (Onshore Power Supply), является перспективным решением. Она позволяет судам, стоящим в порту, подключаться к электрической сети на суше, что дает им возможность полностью останавливать работу собственных двигателей и, как следствие, сокращать выбросы до нуля на время стоянки.
Внедрение подобных технологий является мировым трендом. В Европе ведущую роль играют такие порты, как Гамбург и Роттердам. Порт Гамбурга планирует обеспечить береговым питанием все заходящие к нему круизные лайнеры и контейнеровозы к концу 2025 года. В свою очередь, Роттердам уже ввел в эксплуатацию первую станцию берегового электроснабжения для круизных судов, сделав значительный шаг к «зеленым» портовым операциям.
Регуляторная среда также стимулирует этот переход. В июле 2023 года Совет Европейского союза принял регламент по инфраструктуре для альтернативных видов топлива (AFIR). Этот документ, среди прочего, обязывает морские порты ЕС обеспечить возможность подключения судов к береговому электроснабжению к 2030 году, закрепляя эту практику на законодательном уровне.