Морской сектор находится под растущим давлением, требующим не только расширения глобальной торговли, но и перехода к более устойчивой, экологичной и жизнеспособной модели в рамках инициативы Net-Zero Framework. Еще в 2018 году Международная морская организация (IMO) приняла Первоначальную стратегию по сокращению выбросов парниковых газов с судов, установив первые международные климатические цели для отрасли. Опираясь на эту основу, в 2023 году IMO в своей пересмотренной стратегии по парниковым газам определила четкие задачи: сокращение выбросов как минимум на 20% к 2030 году, на 70% к 2040 году, а также переход на топливо с нулевым или почти нулевым уровнем выбросов. Эти целевые показатели в настоящее время трансформируются в обязательные к исполнению нормативные акты в рамках Net-Zero Framework 2025 года, при этом отрасль стремится найти баланс между устойчивым развитием и расширением объемов мировой торговли.
Однако рассматриваемая проблема выходит далеко за рамки экологических соображений, затрагивая самую суть глобальной торговой системы. Данные ООН свидетельствуют, что в 2023 году объемы морских перевозок превысили 12 миллиардов тонн грузов. В отчете Конференции ООН по торговле и развитию (UNCTAD) «Обзор морского транспорта» за 2024 год также отмечается, что, согласно прогнозам, сектор будет расти в среднем на 2,4% ежегодно вплоть до 2029 года. Кроме того, анализ данных показал, что растущий спрос на более экологичные и устойчивые цепочки поставок способствует развитию более коротких, регионально ориентированных торговых маршрутов, что потенциально укрепляет внутрирегиональные морские связи.
Генеральный секретарь IMO Арсенио Домингес сообщает UN News, что даже стул, на котором человек сидит в данный момент, скорее всего, был доставлен морским путем. Товары перевозятся судами, потому что это наиболее эффективный способ массовой транспортировки, однако это сопряжено с определенной ответственностью и некоторыми недостатками. Мультимедийный продюсер ООН Лаура Киньонес в статье для UN News поясняет, что, хотя судоходный сектор «медленно» реагировал на необходимость регулирования своего климатического воздействия, рамочная программа 2025 года призвана изменить ситуацию с помощью двух ключевых мер: введения глобального стандарта на топливо, направленного на снижение интенсивности выбросов парниковых газов, и механизма ценообразования для судов, превышающих установленные пороговые значения выбросов.
На своей 83-й сессии, проходившей с 7 по 11 апреля 2025 года, Комитет по защите морской среды IMO (MEPC 83) одобрил проекты поправок к Приложению VI конвенции MARPOL, касающиеся рамочной программы IMO по достижению нулевых выбросов. По сути, суда, загрязняющие окружающую среду, будут обязаны приобретать так называемые «компенсационные единицы» или возмещать свои избыточные выбросы путем взносов в фонд IMO Net-Zero Fund. В то же время суда, использующие технологии с нулевым или почти нулевым уровнем выбросов, смогут зарабатывать избыточные кредиты, что будет стимулировать внедрение более чистых практик. Судовладельцы, чьи суда превышают установленные лимиты выбросов, смогут либо покупать кредиты у судов, продемонстрировавших лучшие экологические показатели, либо инвестировать средства в упомянутый фонд. Соблюдение требований будет контролироваться посредством процедур сертификации, верификации, аудита и отчетности.
Следующими этапами реализации стратегии IMO по парниковым газам станут внеочередная сессия MEPC осенью 2025 года, на которой будут приняты промежуточные меры, и сессия MEPC 84 весной 2026 года, где утвердят подробные руководящие принципы по их внедрению. Предполагается, что меры вступят в силу в 2027 году, а первым календарным годом для рамочной программы IMO Net-Zero Framework станет 2028 год. Пересмотр стратегии IMO по выбросам парниковых газов от 2023 года начнется на сессии MEPC 86 летом 2027 года и будет завершен на сессии MEPC 88 осенью 2028 года с целью принятия стратегии IMO по сокращению выбросов парниковых газов с судов на 2028 год.
Арсенио Домингес также отмечает в интервью UN News, что IMO сотрудничает с государствами-членами, особенно с малыми островными развивающимися государствами и наименее развитыми странами, для улучшения процесса внедрения инструментов IMO. Вся информация поступает в Организацию, и на ее основе принимаются дальнейшие меры.