Судоходная компания Wallem Group выпустила новое руководство, призванное обеспечить полную готовность судов, их систем и экипажей к загрузке, хранению и использованию биотоплива в повседневной эксплуатации. В документе под названием «Морское биотопливо: внедрение, использование и передовая практика» признается вклад, который биотопливо может внести в декарбонизацию морской отрасли, и одновременно предлагаются исчерпывающие рекомендации по мерам предосторожности, которые судовладельцы и экипажи должны учитывать до и во время его использования.
Основываясь на накопленном опыте применения биотоплива, Wallem Group делится важными наблюдениями. Одной из проблем стала гигроскопичность биодизеля FAME, которая приводила к росту микроорганизмов, в частности Pseudomonas, образованию шлама и засорению трубопроводов. Это, в свою очередь, увеличивало расходы на очистку танков и вызывало задержки рейсов. В качестве урока из этой ситуации вынесена необходимость обязательного использования биоцидов и специальных покрытий для танков, предназначенных для хранения FAME.
Другой сложностью оказалось использование 20% смеси биотоплива, которое вызывало засорение форсунок и износ топливных насосов из-за окисленных отложений. Это привело к незапланированному сухому докованию для замены компонентов. Производители оригинального оборудования (ОЕМ) теперь предписывают придерживаться максимальных пропорций смешивания, например, B30, и использовать модернизированные эластомерные материалы.
Высокая температура помутнения гидроочищенного растительного масла (HVO) приводила к кристаллизации парафинов при отрицательных температурах. Это вызывало засорение топливных фильтров, потерю тяги и требовало экстренной помощи буксира. Усвоенный урок заключается в необходимости мер по улучшению низкотемпературных свойств топлива и установки подогреваемых топливопроводов в холодных климатических условиях.
Неправильное смешивание биотоплива FAME с высокосернистым мазутом (HSFO) приводило к разделению фаз и засорению сепараторов, что влекло за собой остановку двигателя и дорогостоящий ремонт. Для предотвращения подобных ситуаций необходимо проводить предварительное тестирование совместимости смесей и использовать раздельные танки для хранения.
Использование несертифицированного биотоплива из пальмового масла, не соответствующего требованиям Директивы ЕС по возобновляемым источникам энергии (RED II) из-за отсутствия сертификации RSB, приводило к штрафам и ретроактивным углеродным сборам. Важно помнить, что в портах ЕС принимается только биотопливо, сертифицированное по стандартам RSB или ISCC.
Был также случай, когда в возмещении ущерба по страхованию корпуса и механизмов судна было отказано из-за того, что кислотность биотоплива превышала пределы, установленные ОЕМ. Это привело к значительным расходам на ремонт, которые понес судовладелец. Страховщики теперь требуют предварительно согласованных спецификаций на биотопливо и подтверждений совместимости от ОЕМ перед началом испытаний или эксплуатационного использования.
Абхиджит Гош, руководитель отдела морских технологий и инноваций в Wallem Group, отмечает, что биотопливо, обладая более низкой теплотворной способностью по сравнению с ископаемым топливом, также создает проблемы при внедрении, требующие пристального внимания со стороны отделов закупок, технического персонала и экипажей судов. По его словам, сочетание централизованной цифровой системы для отслеживания и анализа расхода биотоплива в реальном времени с квалифицированным и хорошо обученным экипажем может стать преобразующим фактором для создания морского флота, готового к будущему.
Для оптимального сжигания биотоплива в судовых двигателях рекомендуется проверять смазывающую способность топлива, его кислотное число и другие свойства с учетом потенциального воздействия на компоненты топливной системы, топливоподающую аппаратуру, системы Common Rail и блоки управления. Согласно стандартам ISO 8217:2024, биотопливо должно соответствовать строгим ограничениям по смазывающей способности (износное пятно менее 460 мкм) и общему кислотному числу (менее 2,5 мг КОН/г) для обеспечения совместимости с современными двигателями. Также следует учитывать растворяющий эффект биотоплива на отложения и покрытия в топливной системе; некоторые производители рекомендуют использовать фильтры тонкостью 10 мкм для биотоплива. Необходимо оценить пригодность и возможные последствия использования низковязкого биотоплива, предел вязкости которого составляет 2–10 сСт при 40°C.
Кроме того, важно контролировать влияние сжигания биотоплива на смазочное масло тронковых поршневых двигателей; для смесей биодизеля B30 часто прописываются специализированные смазочные материалы с повышенными моющими и диспергирующими свойствами. Следует обеспечить надлежащее управление температурным режимом биотоплива, включая необходимый подогрев (или охлаждение) и дренажные системы. Необходимо проверять влияние на системы снижения выбросов выхлопных газов, включая их работу, мониторинг и управление, а также отслеживать коэффициент конверсии NOx (%) и проскок аммиака (ppm) с помощью непрерывного мониторинга выбросов. Наконец, требуется проверка материалов компонентов топливной системы, особенно уплотнений, подверженных воздействию биотоплива, при этом предел набухания эластомеров должен составлять не более 10% изменения объема, как, например, установлено MAN ES для уплотнений Viton/FKM. И, конечно, необходимо сверять используемое биотопливо с предельными значениями смешивания, указанными производителями оригинального оборудования.