На мировой арене судоходства произошло знаковое событие: китайская верфь Shanghai Waigaoqiao Shipbuilding Co., Ltd. (SWS) успешно передала заказчику, компании Union Maritime Limited (UML), танкер «Brands Hatch». Это не просто очередной нефтеналивной гигант класса «Афрамакс» дедвейтом 114 000 тонн – «Brands Hatch» стал первым в мире новым судном такого типа, оснащенным системой ветровой тяги, и на сегодняшний день является самым мощным грузовым судном с вспомогательными парусами.
По данным Регистра Ллойда (LR), судно оборудовано тремя инновационными «ветряными крыльями» (WindWings). Каждое такое «крыло» высотой 37,5 метра спроектировано для интеллектуальной аэродинамической настройки – изменяя угол атаки и кривизну, они обеспечивают оптимальную производительность. Это новшество создает дополнительную тягу, что приводит к значительному сокращению расхода топлива и, как следствие, выбросов углекислого газа.
Эксплуатационные данные подтверждают впечатляющую эффективность системы: в идеальных ветровых условиях танкер «Brands Hatch» способен экономить до 14,5 тонн топлива и сокращать выбросы CO₂ до 45 тонн ежедневно. Ожидается, что при обычной эксплуатации годовое потребление топлива снизится на 12%, что позволит избежать выброса в атмосферу почти 5 000 тонн CO₂ ежегодно, сообщает LR.
Значимость этого события подчеркивается и в более широком контексте. Напомним, что на форуме GREEN4SEA Singapore Forum в 2025 году Гэвин Олрайт, генеральный секретарь Международной ассоциации ветроэнергетических судов (IWSA), уже обсуждал огромный потенциал ветродвижителей как решения для сокращения выбросов парниковых газов и других вредных веществ в морской индустрии.
Том Володарски, старший инспектор и ведущий специалист по ветровым системам в LR Marine & Offshore, Северная Европа, охарактеризовал проект как «крупный шаг вперед» в использовании ветровой тяги для больших судов. Он отметил коммерческую жизнеспособность, соответствие нормативам и экологические преимущества технологии в условиях растущего давления по декарбонизации отрасли. В свою очередь, Тони Хан, ведущий специалист LR, подчеркнул всестороннюю техническую поддержку, оказанную Регистром Ллойда первому китайскому судну, оснащенному системой «ветряных крыльев», и выразил намерение компании расширять сотрудничество в области этой инновационной технологии с судостроительной промышленностью.
Джон Купер, генеральный директор BAR Technologies, разработчика WindWings, пояснил, что судно с «ветряными крыльями» является частью более широкой стратегии UML по энергетическому переходу. В настоящее время под классом LR уже строятся другие аналогичные суда, включая одно на верфи Yangzijiang Shipyard.
На церемонии имянаречения Сау Вэн Тан, президент LR в Большом Китае, назвал проект «Brands Hatch» «важной вехой», демонстрирующей прочное сотрудничество между Регистром Ллойда и китайскими верфями. Это партнерство, по его словам, гарантирует, что судно соответствует самым высоким международным стандартам безопасности, производительности и нормативным требованиям.