ИМО готовит запуск механизма по переходу судоходства на нулевые выбросы



Мировое судоходство стоит на пороге кардинальных перемен. Эксперты Центра судоходства с нулевым выбросом углерода Mærsk Mc-Kinney Møller анализируют Рамочную программу Международной морской организации (ИМО) по достижению чистого нуля (IMO NZF). Ожидается, что эта инициатива станет новой вехой в борьбе с загрязнением окружающей среды и будет正式 принята в качестве поправок к Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов (MARPOL).

Путь к внедрению новых правил оказался непростым. Проект поправок был одобрен на сессии Комитета по защите морской среды (MEPC) в апреле 2025 года. Решение было принято путем голосования, что является редкостью для ИМО, где обычно стремятся к консенсусу. Из 103 принявших участие в голосовании государств 63 высказались «за», 16 — «против», а 24 воздержались. Хотя общее число голосов может показаться небольшим на фоне 176 стран-членов ИМО, правом голоса на тот момент обладали лишь 118 государств.

Следующим решающим этапом станет внеочередная сессия комитета в октябре 2025 года, на которой поправки будут вынесены на окончательное принятие. Велика вероятность, что и здесь потребуется голосование. Для утверждения документа необходима поддержка не менее двух третей стран, ратифицировавших Приложение VI конвенции MARPOL, которое регулирует выбросы с судов. На сегодняшний день к нему присоединились 108 государств, на которые приходится около 95% мирового торгового флота.

В случае успешного принятия в октябре, поправки вступят в силу 1 марта 2027 года. Этому предшествует процедура так называемого «молчаливого согласия»: изменения считаются принятыми, если в течение установленного периода против них не выступит более одной трети стран-участниц конвенции или государства с общим тоннажем флота не менее 50% от мирового. Фактически же судоходные компании должны будут начать соблюдать новые требования с 1 января 2028 года, когда начнется первый отчетный период.

Однако сами по себе поправки — это лишь вершина айсберга. Для их эффективного применения необходима разработка детальных руководств, которые предоставят технические указания по внедрению и контролю. Эти документы, формально считающиеся «мягким правом», на практике играют ключевую роль в обеспечении единого подхода к исполнению правил по всему миру. Они позволяют гибко тестировать новые нормы, прежде чем придать им статус обязательных.

Для реализации Рамочной программы по декарбонизации предстоит разработать и пересмотреть около шестнадцати таких руководств. Эта работа будет вестись в период с 2025 по 2027 год в рамках специальных «корреспондентских групп», куда войдут представители стран-членов ИМО и профильные экспертные организации. Секретариат ИМО уже подготовил плотный рабочий план, согласно которому большинство руководящих принципов должно быть принято к концу 2026 года.

Параллельно с разработкой технической документации будет создан Фонд ИМО по достижению чистого нуля, а также процедуры портового государственного контроля и механизм определения штрафов за несоблюдение требований. Вся эта масштабная работа должна быть завершена в сжатые сроки, ведь до начала первого отчетного периода 1 января 2028 года остается не так много времени. Это подчеркивает серьезность намерений международного сообщества по кардинальному снижению воздействия судоходной отрасли на климат планеты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *