Мировое судоходство стоит на пороге кардинальных перемен. Эксперты Центра судоходства с нулевым выбросом углерода Mærsk Mc-Kinney Møller анализируют Рамочную программу Международной морской организации (ИМО) по достижению чистого нуля (IMO NZF). Ожидается, что эта инициатива станет новой вехой в борьбе с загрязнением окружающей среды и будет正式 принята в качестве поправок к Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов (MARPOL).
Путь к внедрению новых правил оказался непростым. Проект поправок был одобрен на сессии Комитета по защите морской среды (MEPC) в апреле 2025 года. Решение было принято путем голосования, что является редкостью для ИМО, где обычно стремятся к консенсусу. Из 103 принявших участие в голосовании государств 63 высказались «за», 16 — «против», а 24 воздержались. Хотя общее число голосов может показаться небольшим на фоне 176 стран-членов ИМО, правом голоса на тот момент обладали лишь 118 государств.
Следующим решающим этапом станет внеочередная сессия комитета в октябре 2025 года, на которой поправки будут вынесены на окончательное принятие. Велика вероятность, что и здесь потребуется голосование. Для утверждения документа необходима поддержка не менее двух третей стран, ратифицировавших Приложение VI конвенции MARPOL, которое регулирует выбросы с судов. На сегодняшний день к нему присоединились 108 государств, на которые приходится около 95% мирового торгового флота.
В случае успешного принятия в октябре, поправки вступят в силу 1 марта 2027 года. Этому предшествует процедура так называемого «молчаливого согласия»: изменения считаются принятыми, если в течение установленного периода против них не выступит более одной трети стран-участниц конвенции или государства с общим тоннажем флота не менее 50% от мирового. Фактически же судоходные компании должны будут начать соблюдать новые требования с 1 января 2028 года, когда начнется первый отчетный период.
Однако сами по себе поправки — это лишь вершина айсберга. Для их эффективного применения необходима разработка детальных руководств, которые предоставят технические указания по внедрению и контролю. Эти документы, формально считающиеся «мягким правом», на практике играют ключевую роль в обеспечении единого подхода к исполнению правил по всему миру. Они позволяют гибко тестировать новые нормы, прежде чем придать им статус обязательных.
Для реализации Рамочной программы по декарбонизации предстоит разработать и пересмотреть около шестнадцати таких руководств. Эта работа будет вестись в период с 2025 по 2027 год в рамках специальных «корреспондентских групп», куда войдут представители стран-членов ИМО и профильные экспертные организации. Секретариат ИМО уже подготовил плотный рабочий план, согласно которому большинство руководящих принципов должно быть принято к концу 2026 года.
Параллельно с разработкой технической документации будет создан Фонд ИМО по достижению чистого нуля, а также процедуры портового государственного контроля и механизм определения штрафов за несоблюдение требований. Вся эта масштабная работа должна быть завершена в сжатые сроки, ведь до начала первого отчетного периода 1 января 2028 года остается не так много времени. Это подчеркивает серьезность намерений международного сообщества по кардинальному снижению воздействия судоходной отрасли на климат планеты.