Семь неправительственных организаций и промышленных альянсов обратились с письмом к Европейской комиссии и председательствующей в Европейском союзе стране, выражая глубокую обеспокоенность недавними решениями Международной морской организации (IMO). Они настаивают на ужесточении европейской политики в сфере экологически чистого судоходства, поскольку принятые в прошлом месяце на уровне IMO нормативы оказались разочаровывающими и недостаточными.
К числу подписантов относятся SASHA Coalition, ZESTAs, NABU, Carbon Market Watch, Green Hydrogen Organisation, ZERO – Associação Sistema Terrestre Sustentável и Cittadini per l’aria onlus. Они указывают, что соглашение, достигнутое на IMO, не обеспечивает должного стимулирования для развития «зеленого» водорода и производимых из него электронных видов топлива (e-fuels). Именно эти виды топлива, по их убеждению, представляют единственный реальный путь к достижению нулевых выбросов в морском транспорте.
Организации предупреждают, что слабые меры, согласованные на 83-й сессии Комитета по защите морской среды IMO (MEPC 83), будут и дальше тормозить развитие новаторских «зеленых» компаний. Это ставит под угрозу достижение глобальных и европейских климатических целей, а также наносит ущерб конкурентоспособности европейской промышленности. Чтобы компенсировать просчеты IMO, авторы письма призывают Европейскую комиссию утвердить дорожную карту, основанную на уже готовящемся законодательстве. План действий предполагает: внедрение финансовых механизмов для поддержки производителей электронного топлива в рамках Плана инвестиций в устойчивый транспорт на 2025 год; расширение морской системы торговли квотами на выбросы (ETS) и направление полученных доходов на поддержку электронного топлива, начиная с 2026 года; а также ужесточение целевых показателей по использованию электронного топлива при пересмотре регламента FuelEU Maritime в 2027 году. Кроме того, подчеркивается необходимость продолжать активную работу на площадке IMO для принятия более амбициозных норм, стимулирующих переход на экологичное топливо.
Аурелия Леув из SASHA Coalition заявляет, что Европейский союз должен восполнить пробел, образовавшийся из-за позиции IMO, и активно поддержать «зеленый» водород, что поможет достичь как климатических, так и промышленных целей. В свою очередь, Мадад МакЛейн из ZESTAs выражает опасение, что бездействие IMO может привести к закреплению на рынке вредных видов топлива, таких как биотопливо и сжиженный природный газ (СПГ). Она призывает ЕС добиваться более строгого, научно обоснованного анализа топливных альтернатив. Лукас Лепперт из NABU также считает, что у ЕС есть уникальная возможность возглавить процесс там, где IMO не справилась, и ускорить переход к судоходству с нулевыми выбросами через принятие более решительного климатического законодательства.
Стоит отметить, что после завершения переговоров на MEPC 83, которые состоялись 11 апреля 2025 года, SASHA Coalition уже выражала свое разочарование недостаточной поддержкой «зеленого» водородного топлива в согласованных мерах. В развитие этой позиции, 17 апреля коалиция направила аналогичные письма правительству Великобритании, призывая его также отреагировать на неадекватные, по мнению организации, регуляторные решения IMO.