Мировое судоходство стоит на пороге новой эры благодаря аммиаку – перспективному топливу с нулевым углеродным следом. Однако его широкое применение требует решения серьезных вопросов безопасности. 19 июня Корейский регистр (KR) объявил о создании важной рабочей группы, которая займется разработкой международных стандартов безопасного обращения с токсичными аммиачными стоками на судах. Эта инициатива, поддержанная правительством Кореи, объединила ведущих судостроителей страны – HD Hyundai Heavy Industries (HD HHI), HD Korea Shipbuilding & Offshore Engineering (HD KSOE), HD Hyundai Samho, Samsung Heavy Industries (SHI) и Hanwha Ocean – а также Корейский институт испытаний и исследований (KTR).
Аммиак все активнее рассматривается на глобальном уровне как многообещающее альтернативное топливо, не производящее выбросов углерода. Но его высокая токсичность и потенциальные риски для морской окружающей среды диктуют острую необходимость в разработке четких международных норм безопасности. На данный момент не существует утвержденных инструкций по управлению аммиачными стоками, которые образуются в системах мокрой очистки на судах, использующих аммиак. Это создает значительную техническую и эксплуатационную неопределенность при проектировании и использовании таких морских транспортных средств.
Главная задача созданной совместной рабочей группы – разработать международные стандарты для хранения, обработки и последующего сброса аммиачных стоков с судов. Эти стандарты планируется официально представить на рассмотрение Международной морской организации (ИМО) через корейское правительство. «Мы предоставим высоконадежные научные данные для поддержки разработки стандартов управления аммиачными стоками и будем активно сотрудничать для повышения глобальной конкурентоспособности корейской судостроительной и судоходной отраслей», – заявил Ким Тэсон, генеральный директор KTR.
Эксперты отрасли подчеркивают своевременность и важность этой работы. «Своевременное установление стандартов для аммиачных стоков укрепит лидерство Кореи в судостроительном и морском секторах. Hanwha Ocean привержена проактивной разработке технологий и подготовке к изменениям в регулировании», – отметил Чхве Ёнхван, руководитель группы в Hanwha Ocean. Эту точку зрения разделяет и Ли Хоки, директор Samsung Heavy Industries, который указал, что данная инициатива «заложит основу для полномасштабной коммерциализации аммиачного топлива».
Нынешний шаг является продолжением работы, начатой в 2024 году, когда KR в сотрудничестве с правительством Кореи представил в ИМО предложение, впервые обозначившее необходимость разработки руководящих принципов по обращению с аммиачными стоками на судах. Это предложение получило официальное одобрение на 83-й сессии Комитета по защите морской среды (MEPC 83) ИМО в апреле 2025 года.
«Рабочая группа послужит катализатором для продвижения международных стандартов для судов, работающих на аммиаке. HD Hyundai использует свой опыт строительства первого в мире судна, работающего на аммиаке, чтобы продолжать лидировать на мировом рынке», – подчеркнул Пак Санмин, старший вице-президент исследовательской лаборатории зеленой энергии HD KSOE.
Совместная рабочая группа намерена представить проект руководящих принципов в ИМО уже в 2026 году и инициировать международное обсуждение этого критически важного вопроса. «Эта совместная рабочая группа является поворотным моментом, когда морская и судостроительная отрасли объединяют усилия, чтобы возглавить разработку международных стандартов безопасности на основе передовых технологических возможностей. KR будет и впредь поддерживать разработку и международную стандартизацию правил безопасности для альтернативных видов топлива в тесном сотрудничестве с корейским правительством», – заключил Ким Кёнбок, исполнительный вице-президент KR.