Международный совет по чистому транспорту (ICCT) опубликовал новый отчет об объемах выбросов парниковых газов в судоходной отрасли за период с 2016 по 2023 год. Исследование продолжает предыдущую работу организации, посвященную глобальным выбросам судов в 2013-2015 годах, но использует обновленные методики расчета.
Согласно данным отчета, в 2023 году мировой торговый флот произвел 911 миллионов тонн эквивалента CO2 при расчете по 100-летнему потенциалу глобального потепления. 86% этих выбросов пришлось на международные перевозки, 10% — на каботажное судоходство и 4% — на рыболовный флот. Доля морских перевозок в общем объеме антропогенных выбросов CO2 оставалась стабильной на уровне 1,7%.
Если учитывать только выбросы углекислого газа, то с 2017 по 2023 год на судоходство приходилось около 2,3% всех антропогенных выбросов CO2 ежегодно. При включении в расчеты черного углерода общий объем выбросов увеличивается до 989 миллионов тонн, где на долю сажи приходится 8%.
За исследуемый период общие выбросы парниковых газов в отрасли выросли на 12%, что соответствует среднегодовому росту на 1,4%. Пандемия COVID-19 временно замедлила эту динамику: в 2020 году был зафиксирован спад на 3,2%, но уже в 2021 году рост возобновился и составил +3,2%.
Среди всех парниковых газов наиболее резкий рост продемонстрировали выбросы метана — они увеличились более чем в 2,5 раза. Это связано с активным переходом судов на сжиженный природный газ в качестве топлива: количество таких судов более чем удвоилось, а потребление LNG в отрасли выросло на 80%.
Эксперты объясняют опережающий рост выбросов метана изменением технологий: если раньше LNG преимущественно использовался в паровых турбинах, то теперь его все чаще применяют в двухтопливных двигателях внутреннего сгорания, которые характеризуются повышенным выбросом несгоревшего метана.
Международный совет по чистому транспорту (ICCT) представил свежий анализ выбросов парниковых газов морским транспортом за 2016-2023 годы. Исследование показывает, что, несмотря на внедрение экологичных технологий, отрасль продолжает вносить значительный вклад в глобальное загрязнение.
В 2023 году судоходство произвело 911 миллионов тонн эквивалента CO₂. Основной объем (86%) пришелся на международные перевозки. При этом доля отрасли в мировых антропогенных выбросах осталась на прежнем уровне — 1,7%.
Наиболее тревожной тенденцией стал резкий рост выбросов метана — на 150% за семь лет. Это прямое следствие перехода на СПГ в качестве судового топлива. Количество судов на СПГ удвоилось, а его потребление выросло на 80%.
Эксперты объясняют такую динамику сменой технологий. Современные двухтопливные двигатели, в отличие от паровых турбин, пропускают часть метана несгоревшим. Это явление известно как «метановый проскок».
Пандемия COVID-19 лишь временно замедлила рост выбросов. После спада 2020 года на 3,2% уже в 2021-м показатели восстановились с ростом 3,2%.
При учете сажи общий объем выбросов достигает 989 миллионов тонн. Особенно опасны эти частицы в арктических регионах, где они ускоряют таяние льдов.