Химический танкер Bow Olympus норвежской компании Odfjell успешно пересек Атлантический океан, используя новаторскую комбинацию движительных систем: ветровую энергию и сертифицированное устойчивое биотопливо.
Этот рейс демонстрирует, по заявлению Odfjell, что существующие технологии способны обеспечить значительное сокращение выбросов парниковых газов уже сегодня, а не в отдаленном будущем. Полученные во время плавания данные показывают, что судно уже соответствует целевым показателям Европейского Союза по интенсивности выбросов парниковых газов на 2050 год и целям Международной морской организации (IMO) как минимум до 2044 года, что подчеркивает жизнеспособность такого комбинированного подхода.
Танкер оснащен четырьмя 22-метровыми роторными парусами (suction sails), которые позволили сократить расход топлива на отдельных участках пути до 40%. Стабильная экономия в ходе рейса составила 15–20%, что эквивалентно сбережению пяти тонн топлива и сокращению выбросов CO₂ на 15 тонн ежедневно. Система прокладки маршрута, основанная на искусственном интеллекте, помогала оптимизировать использование ветра, при этом паруса вносили существенный вклад в движение и повышали остойчивость судна даже при слабом ветре.
Вице-президент по технологиям Odfjell Эрик Хьортланд сообщает, что даже при хороших, но не идеальных ветровых условиях, наблюдается экономия энергии на 15–20%. Он подтверждает, что это соответствует экономии пяти тонн топлива в день и сокращению выбросов CO₂ на 15 тонн ежедневно, а на некоторых отрезках текущего рейса экономия в потреблении топлива достигала 40%.
Параллельно с использованием энергии ветра судно работало на биотопливе, произведенном из сертифицированных устойчивых отходов. Примечательно, что применение этого вида топлива не потребовало никаких модификаций судовых двигателей. Такое сочетание технологий привело к впечатляющему снижению интенсивности выбросов парниковых газов на 85% по сравнению с использованием традиционного судового топлива.
Odfjell рассматривает внедрение ветродвижителей и гибкий подход к выбору топлива, включая использование биотоплива как на Bow Olympus, в качестве ключевых элементов своей стратегии по достижению и перевыполнению целей по сокращению выбросов к 2030 году. Компания активно фокусируется на разработке и внедрении решений следующего поколения для дальнейшей декарбонизации морских перевозок.