Новое исследование, проведенное компанией Safetec и представленное Морским управлением Норвегии, выявило тревожную тенденцию в мировом судоходстве: растущие требования к эффективности работы судов ставят под угрозу безопасность мореплавателей. Результаты масштабного опроса, в котором приняли участие более 3300 человек, показывают, что погоня за производительностью все чаще вступает в прямое противоречие с безопасными условиями труда на борту.
Согласно полученным данным, каждый четвертый моряк (26%) признается, что время от времени вынужден нарушать установленные процедуры безопасности из-за давления со стороны компании. Более того, 38% респондентов сообщили, что получают от руководства задачи, которые физически требуют от них находиться «в двух местах одновременно». Многие опрошенные чувствуют себя обязанными продолжать работу, даже когда осознают, что безопасность находится под угрозой.
Проблема заключается не в отсутствии правил как таковых, а в их реальной ценности в глазах судовладельцев. Около 20% моряков убеждены, что компании заботятся исключительно о конечном результате, не обращая внимания на то, какими методами он достигается. Еще 14% считают, что скрупулезное следование всем процедурам безопасности попросту не ценится и не поощряется руководством.
Постоянная нехватка времени напрямую сказывается на ключевых элементах безопасности. Так, 23% участников опроса заявили об отсутствии времени на необходимое обучение и тренинги, а почти треть (32%) указали, что техническое обслуживание и плановые инспекции судов отходят на второй план. Это формирует опасную культуру, в которой безопасность воспринимается как нечто второстепенное по сравнению с коммерческой выгодой.
Исследование также подчеркивает прямую связь между рабочей атмосферой на судне и уровнем безопасности. Хотя количество случаев травли и издевательств в море несколько снизилось, на судах, где эта проблема сохраняется, наблюдается значительно более низкая культура безопасности. Это подтверждает, что психологическое благополучие экипажа является неотъемлемой частью эффективного управления рисками.
Авторы исследования из Safetec назвали полученные результаты «диагнозом» текущего состояния культуры безопасности на флоте. Они подчеркивают, что для достижения отраслевой цели — концепции «нулевого травматизма», исключающей гибель и серьезные травмы, — судоходным компаниям необходимо взять на себя ведущую роль. Руководству следует на деле доказать приоритет безопасности над эффективностью и наладить действенную обратную связь с моряками, прислушиваясь к их опасениям.