Организация «Transport & Environment» (T&E) сообщает, что к 2030 году почти треть мирового судоходства может перейти на биотопливо, в то время как сегодня этот показатель составляет менее 1%. Это создает серьезную климатическую проблему.
Разрабатываемые в Международной морской организации (IMO) планы могут привести к созданию огромного нового рынка для биотоплива, вызывающего обезлесение, такого как пальмовое и соевое масло, а также к росту цен на растительные масла. Исследование, проведенное компанией Cerulogy по заказу T&E, показывает, что пальмовое и соевое масло, вероятно, составят почти две трети биодизеля, используемого для заправки судов в 2030 году, поскольку они являются самым дешевым топливом для соблюдения требований.
T&E предупреждает, что это создает серьезную климатическую проблему, поскольку пальмовое и соевое масло приводят к выбросам углерода в два-три раза больше, чем даже самые грязные виды судового топлива, если учитывать обезлесение и расчистку земель. Некоторые из этих проблем привели к тому, что такие страны, как Норвегия, Франция, Нидерланды и другие, ограничили или запретили биотопливо, производимое из такого сырья, как пальмовое или соевое масло. Кроме того, такие правила, как FuelEU Maritime и RefuelEU, исключают использование биотоплива, произведенного из кормовых и пищевых культур.
T&E отмечает, что судоходной отрасли, потребляющей большое количество топлива, потребуются огромные площади сельскохозяйственных земель. По оценкам, в 2030 году потребуется 34 миллиона гектаров – площадь, равная территории Германии – для производства достаточного количества сельскохозяйственных культур для удовлетворения возросшего спроса на биотопливо со стороны судоходной отрасли.
Кроме того, это может оказать серьезное влияние на продовольственное снабжение. Земли, которые могли бы использоваться для сельского хозяйства, необходимо будет перевести на выращивание биотопливных культур, а сжигание растительного масла на судах лишит супермаркеты основного продукта питания. По оценкам T&E, в 2030 году ежедневно на заправку судов может уходить 300 миллионов бутылок растительного масла.
Выбросы, связанные с косвенным изменением землепользования (ILUC), являются важной переменной, которую необходимо учитывать при оценке профиля выбросов парниковых газов (ПГ) биотоплива, поскольку некоторые из них связаны с высокими коэффициентами выбросов ILUC, которые могут свести на нет общую экономию выбросов ПГ. Коэффициенты выбросов ILUC могут быть оценены и определены количественно с помощью моделирования и уже включены в нормативно-правовые акты по оценке жизненного цикла (LCA), в том числе на глобальном уровне. Например, значения выбросов LCA CORSIA включают факторы ILUC для определения воздействия альтернативных видов топлива на выбросы парниковых газов в авиации. Аналогичным образом, Директива ЕС по возобновляемым источникам энергии (RED) признает влияние выбросов ILUC и устанавливает максимальный порог для использования биотоплива, произведенного из пищевых и кормовых культур.
Констанс Дейкстра, менеджер по судоходству T&E, заявляет, что заправка грузовых судов топливом, приводящим к обезлесению, – ужасная идея. Она считает, что сжигание сельскохозяйственных культур для получения топлива вредно для планеты и глобальной продовольственной безопасности. По ее мнению, IMO следует учитывать влияние плохого биотоплива на климат, чтобы не навредить больше, чем помочь.
Согласно сценарию без ограничений, пальмовое и соевое масло могут составлять 60% мирового сырья для производства биодизеля к 2030 году, рапсовое масло – 20%, а остальная часть будет покрываться за счет меньших количеств использованного кулинарного масла (UCO) (10%), животного жира (8%) и целлюлозных остатков (2%). С 2035 по 2040 год доля пальмового и соевого масла сократится, достигнув 15% к 2040 году. Это связано, главным образом, с коэффициентами выбросов, присвоенными этому сырью (53 гCO2e/МДж для пальмового масла и 48 гCO2e/МДж для соевого масла), которые слишком высоки для операторов, чтобы достичь целевых показателей GFS.
Из-за ограниченной доступности количество сырья на основе отходов остается относительно постоянным на протяжении многих лет, за исключением небольшого увеличения количества целлюлозного сырья. Самое главное, что с 2035 года доля гипотетического сырья для биодизеля значительно увеличивается – до 52% к 2040 году. Это связано с неопределенностью относительно того, откуда может поступать это сырье, если оно должно быть биологическим.
Большая доля пальмового и соевого масла в первом сценарии обусловлена их доступностью по сравнению с любыми другими видами масел, будь то другие растительные масла или отработанные масла. Такая большая доля пальмового и соевого масла будет иметь негативные последствия для изменения климата.
По оценкам Cerulogy, к 2030 году выбросы от пальмового и соевого масла в сочетании с другим сырьем могут привести к увеличению выбросов парниковых газов на 87% по сравнению с тем, если бы эти суда использовали ископаемое топливо. Эти выбросы все еще будут на 21% выше, чем от ископаемого топлива, к 2035 году и значительно снизятся только к 2040 году.
Кроме того, судоходные компании, такие как MSC и CMA-CGM, инвестировали в так называемое биотопливо из отходов, такое как использованное кулинарное масло (UCO) и животные жиры. Но биотопливо из отходов, вероятно, сможет покрыть лишь небольшую часть прогнозируемого спроса на биотопливо в судоходстве, поскольку его доступность ограничена.
Судоходные компании, в том числе немецкий судоходный гигант Hapag-Lloyd, и ряд неправительственных организаций призвали IMO исключить неустойчивое биотопливо из своего списка «зеленых» альтернатив традиционному ископаемому топливу.
T&E призывает IMO согласовать четкое определение того, что представляет собой топливо с «нулевым» и «почти нулевым» уровнем выбросов, исключить биотопливо, связанное с обезлесением, ограничить биотопливо на основе пищевых продуктов и стимулировать «зеленое» электротопливо, произведенное из «зеленого» водорода.
Рекомендации включают: рассмотреть возможность исключения биотоплива, произведенного из сельскохозяйственных культур с высоким ILUC, из соблюдения правил MARPOL ANNEX VI или непосредственно в рамках LCA, ограничить использование продовольственных культур для производства биотоплива, установить стимулы для производства и использования «зеленого» электротоплива, а также при определении топлива с нулевым и близким к нулю (ZNZ) уровнем выбросов согласовать строгие пороговые значения интенсивности выбросов парниковых газов, которые будут способствовать внедрению «зеленого» электротоплива.