May 15, 2025
Компании INEOS Energy и Royal Wagenborg совершили важный шаг в развитии европейской инфраструктуры по борьбе с изменением климата, спустив на воду и дав имя первому в Европе специализированному морскому перевозчику углекислого газа. Это событие, состоявшееся 14 мая, открывает новые возможности для улавливания и хранения углерода (CCS) в промышленных масштабах по всему континенту.
Судно, получившее название «Carbon Destroyer 1», является ключевым элементом амбициозного Project Greensand. Этот проект нацелен на создание первой в Европейском Союзе полноценной коммерческой цепочки CCS, превращая Данию в центральный узел для хранения CO₂ в Европе. Конструкция «Carbon Destroyer 1» базируется на известном дизайне Wagenborg EasyMax, но была специально модифицирована для безопасной транспортировки сжиженного CO₂ под высоким давлением и при низких температурах.
Планируется, что «Carbon Destroyer 1» начнет полноценную работу к концу 2025 или началу 2026 года. Именно к этому времени Project Greensand должен запустить свои мощности по постоянному коммерческому хранению углекислого газа. Судно будет выполнять регулярные рейсы между портом Эсбьерг в Дании и морской платформой Nini West в Северном море.
В порту Эсбьерг активно ведется строительство нового CO₂-терминала. Этот терминал станет главным береговым центром для приема, временного хранения и последующей погрузки сжиженного углекислого газа на борт «Carbon Destroyer 1». Инфраструктура терминала будет включать шесть крупных резервуаров и все необходимое оборудование для обеспечения непрерывной и масштабируемой транспортировки CO₂ к месту его окончательного захоронения. Первоначально уловленный CO₂, в основном с датских биогазовых предприятий, будет доставляться на терминал автомобильным транспортом. Затем его перегрузят на судно, которое доставит газ к месторождению Nini. Там CO₂ будет закачан на глубину свыше 1800 метров под морское дно в истощенные нефтяные пласты, безопасность и пригодность которых для долгосрочного хранения подтверждена сертификатами.
Мадс Венг Гаде, генеральный директор INEOS Energy Europe, отмечает, что «Carbon Destroyer 1» призван транспортировать уловленный углекислый газ из различных регионов Европы. Таким образом, судно создаст своего рода виртуальный трубопровод между источниками выбросов и местом их постоянного захоронения глубоко под дном Северного моря. По его словам, появление первого специализированного морского перевозчика CO₂ является критически важным условием для развертывания коммерческих проектов по улавливанию и хранению углерода по всему европейскому континенту.
Торжественная церемония имянаречения судна прошла на верфи Royal Niestern Sander в Нидерландах. Крестной матерью «Carbon Destroyer 1» стала леди Кэтрин Рэтклифф. Это событие подчеркивает тесное сотрудничество между Royal Wagenborg и INEOS Energy в реализации этого новаторского экологического проекта.