Аналитики Rystad Energy бьют тревогу: спрос на биотопливо в судоходной отрасли неуклонно растет, однако производственные мощности не успевают за этим ростом. Более того, судоходству придется выдерживать жесткую конкуренцию за эти ресурсы с другими секторами экономики.
Стремление судоходной индустрии к нулевым выбросам углерода стимулирует повышенный интерес к биотопливу, которое совместимо с существующими судовыми двигателями и может быть интегрировано относительно легко. Несмотря на этот растущий интерес, текущие производственные мощности для таких видов биотоплива, как биодизель и биосжиженный природный газ (био-СПГ), значительно отстают от потребностей.
Анализ Rystad Energy показывает, что неограниченный спрос на биодизель уже превышает мировое предложение, а перспективы био-СПГ также ограничены как с точки зрения доступности, так и масштабируемости производства. Биотопливо предлагает потенциально экономически выгодную альтернативу традиционным судовым топливам, таким как мазут с очень низким содержанием серы (VLSFO), особенно при учете стандарта Международной морской организации по интенсивности выбросов парниковых газов (GFI).
В сценарии без ограничений поставок мировой спрос на биодизель в судоходном секторе мог бы превысить 140 миллионов тонн в эквиваленте мазута к 2028 году. Однако даже при оптимальных условиях общее производство биотоплива, по прогнозам, достигнет пика примерно в 120 миллионов тонн.
Спрос на биодизель, если бы он не был ограничен, уже сейчас опережает общее предложение. Ситуация с био-СПГ также напряженная, с проблемами как в производстве, так и в распределении. Хотя прогнозируемый спрос на био-СПГ к 2028 году составляет относительно скромные 16 миллионов тонн в эквиваленте мазута, кажущийся избыток предложения обманчив. Старший аналитик по судоходству Rystad Energy, Цзюньлинь Юй, поясняет, что более 84% мирового производства биометана уже законтрактовано для выработки электроэнергии, а еще 10% направляется на нужды автомобильного транспорта. Это оставляет всего 6% для всех остальных секторов, включая морской, что делает реальный доступ к ресурсу гораздо более ограниченным, чем предполагают цифры.
Это кризис поставок, который судоходная отрасль не может позволить себе игнорировать. В то время как перспективные виды топлива, такие как аммиак и метанол, выглядят многообещающе в долгосрочной перспективе, они сопряжены с высокими затратами и проблемами создания инфраструктуры, что заставляет многих судовладельцев проявлять нерешительность и ждать более четких рыночных сигналов.
Тем временем биотопливо выделяется как наиболее практичный путь к соблюдению ужесточающихся стандартов выбросов IMO. Однако это переходное решение является хрупким. Без тщательного планирования и упреждающих действий «мостик» к соответствию требованиям может быстро разрушиться.
Биодизель и био-СПГ могут быть экономически эффективными в рамках концепции IMO Net-Zero, но только если их выбросы парниковых газов в течение жизненного цикла достаточно низки, чтобы претендовать на стимулы IMO. Однако, как комментирует Цзюньлинь Юй, спрос на био-СПГ в морском транспорте значительно превышает текущее производство, что свидетельствует о существенном дефиците предложения.
Кроме того, Цзюньлинь Юй подчеркивает настоятельную необходимость ориентироваться в меняющемся регуляторном ландшафте: судовладельцы должны действовать быстро, обеспечивая надежные поставки биотоплива и соответствуя целевым показателям GFI. В гонке за более чистое судоходство успех зависит не только от выбора правильного топлива, но и от его заблаговременного обеспечения раньше конкурентов.
В настоящее время биотопливо является более экономически выгодным, чем традиционное судовое топливо, особенно если оно соответствует строгим стандартам низкоуглеродности. Хотя смешивание биотоплива в пропорции 30% или 50% может помочь достичь целевых показателей по выбросам в краткосрочной перспективе, полный переход на 100% низкоэмиссионное биотопливо предлагает наибольшую долгосрочную экономию и выгоды.
Примечательно, что био-СПГ выделяется как более дешевый вариант по сравнению с биодизелем, особенно при поддержке государственных субсидий, что делает его перспективным топливом для перехода судоходной отрасли на более чистую энергию.