Классификационное общество DNV представило новый аналитический отчет, в котором рассматриваются перспективы аммиака как одного из потенциальных видов судового топлива с нулевым углеродным следом. В документе, озаглавленном «Аммиак в судоходстве: прослеживая становление нового топлива», определены основные трудности и барьеры на пути его внедрения в морской индустрии.
Интерес к аммиаку как к способу декарбонизации судоходства значительно возрос после того, как в апреле 2025 года Международная морская организация (ИМО) утвердила рамочную программу по достижению нулевых выбросов. Однако, несмотря на его экологические преимущества, использование аммиака сопряжено с новыми вызовами в области безопасности и рядом существенных ограничений по сравнению с традиционными видами топлива.
В отчете отмечается значительный прогресс в технической готовности силовых установок. Разработки двухтактных и четырехтактных двигателей, способных работать на аммиаке, продвинулись вперед. По состоянию на август 2025 года в портфеле заказов мировых верфей находилось 39 судов, спроектированных для использования аммиака. Первопроходцами ожидаемо стали перевозчики самого аммиака — 21 судно такого типа сможет использовать свой груз в качестве топлива. Вторым по численности сегментом являются балкеры, насчитывающие 12 заказанных судов.
Тем не менее, остаются серьезные проблемы. Одной из главных является низкая объемная плотность энергии аммиака: для хранения того же количества энергии ему требуется в 2,9 раза больше места, чем судовому газойлю MGO. Кроме того, системы хранения топлива для аммиака менее эффективны с точки зрения использования пространства. Это связано с необходимостью установки коффердамов, грузовых трюмов и соединительных пространств, а также с ограничениями на предельный уровень заполнения цистерн.
Другим существенным барьером являются капитальные затраты. Дополнительные инвестиции в строительство судна на аммиачном топливе значительны и зависят от выбранной технологии, типа и размера судна. Пока заказанные суда не будут построены, реальные данные о дополнительных расходах остаются ограниченными и вряд ли станут общедоступными.
Возможно, еще более критичными, чем бортовые проблемы, являются вопросы, связанные с поставками топлива. Для широкого внедрения аммиака необходимо наладить его производство, распределение и бункеровку по конкурентоспособным ценам. Важнейшим аспектом станет контроль за выбросами парниковых газов на всем цикле производства «зеленого» и «голубого» аммиака, учитывая ужесточение требований ИМО и других регуляторов.
Несмотря на то, что инфраструктура для бункеровки аммиаком еще только создается, с 2020 года в этом направлении был достигнут заметный прогресс. По всему миру проводятся подготовительные работы и демонстрационные проекты, что значительно снизило уровень этого барьера. Создание «зеленых морских коридоров» вдоль основных судоходных маршрутов может дополнительно ускорить этот процесс.
Для безопасного внедрения судов, работающих на аммиаке, DNV рекомендует судовладельцам следовать нескольким ключевым шагам. Среди них — использование правил класса в качестве основы для одобрения альтернативного проекта, заблаговременное взаимодействие с администрациями флага, внедрение комплексных мер безопасности для предотвращения утечек, обновление систем управления безопасностью и инвестиции в обучение экипажей до появления официальных курсов в рамках конвенции ПДНВ.