В судоходной отрасли произошло важное событие с введением стандарта ISO 6583:2024, который стал первой международной спецификацией, определяющей метанол в качестве топлива для морских судов. В ответ на возможные вопросы индустрии, связанные с публикацией этого документа, Международный совет по двигателям внутреннего сгорания (CIMAC) выпустил подробное руководство с часто задаваемыми вопросами.
В руководстве поясняется необходимость создания отдельного международного стандарта для метанола как судового топлива. Хотя метанол является широко распространенным химическим продуктом с установленными требованиями к качеству от Международной ассоциации производителей и потребителей метанола (IMPCA), существующие спецификации не полностью подходят для его использования в судовых дизельных двигателях или топливных элементах. Кроме того, стандарты IMPCA не охватывают некоторые аспекты, специфичные для морского применения, что и вызвало потребность в разработке специализированного стандарта ISO 6583:2024.
Применение нового стандарта ISO 6583:2024 имеет большое значение, поскольку он концентрируется исключительно на требованиях к качеству метанола для судовых нужд, исключая критерии из спецификации IMPCA, нерелевантные для морских условий. Внедрение этого стандарта способствует упрощению международной торговли судовым метанолом, устанавливая единый ориентир качества продукции в разных странах. Это позволяет формально заказывать метанол именно как судовое топливо с гарантированными параметрами.
Важно отметить, что ISO 6583:2024 является техническим стандартом и не регламентирует вопросы охраны здоровья и безопасности. Документ содержит предупреждение о том, что метанол классифицируется как топливо с низкой температурой вспышки и несет определенные риски для здоровья. Ответственность за обеспечение безопасности при работе с метанолом ложится на пользователя стандарта. Информацию о безопасном обращении можно найти в паспорте безопасности (SDS) метанола, предоставляемом производителем или поставщиком.
Стандарт предусматривает три различных марки метанолового топлива. Такое разделение обусловлено широким спектром судового оборудования, которое может использовать метанол: от крупных низкооборотных и среднеоборотных дизельных двигателей до высокооборотных дизелей и топливных элементов. Каждый тип оборудования имеет свои особенности и чувствительность к параметрам топлива. Также учитывалось текущее развитие систем обработки метанола на судах и их ожидаемая эффективность.
Разработчики стандарта предполагают, что по мере развития рынка судового метанола может возникнуть необходимость введения дополнительных марок. Это может стать актуальным, например, при росте спроса на метанол в виде смесей с другими веществами, такими как этанол, в заданных пропорциях. Этот вопрос будет находиться под постоянным наблюдением.
Экологические требования и аспекты устойчивости намеренно вынесены за рамки ISO 6583:2024. Стандарт фокусируется исключительно на техническом качестве топлива, поставляемого на судно, независимо от источника сырья или процесса производства. Таким образом, он применим ко всем видам метанола, включая произведенный из природного газа, а также к различным «зеленым» формам, таким как биометанол, е-метанол и метанол, полученный с использованием технологий улавливания углерода.
Следовательно, стандарт ISO 6583:2024 не предназначен для оценки выбросов CO2, Индекса углеродоемкости (CII) или потенциала снижения выбросов парниковых газов (GHG) в контексте нормативных требований. Подтверждение «зеленого» статуса топлива, особенно для возобновляемого метанола, остается обязанностью поставщиков. Ожидается, что в будущем все виды судового топлива будут подвергаться анализу жизненного цикла (LCA) с присвоением им соответствующих углеродных или парниковых факторов в рамках действующих регуляторных режимов.
В опубликованном руководстве CIMAC также рассматриваются вопросы, касающиеся спецификаций IMPCA, методов отбора проб метанола, его характеристик и методов испытаний.