Бразилия вводит новые строгие экологические требования для всех судов, входящих в ее воды, направленные на борьбу с биологическим обрастанием. Речь идет о морских организмах, водорослях и микробах, которые прикрепляются к подводной части корпуса корабля. Эта мера призвана предотвратить перенос инвазивных видов, способных нанести серьезный ущерб местным морским экосистемам. Морское управление Либерии уже разослало соответствующее уведомление, предупреждая судовладельцев о необходимости соблюдения новых правил.
Согласно новому регламенту, все суда длиной более 24 метров обязаны прибывать в бразильские порты с «чистым корпусом». Под «чистым» понимается полное отсутствие обрастаний, за исключением тонкого слоя слизи. Для подтверждения соответствия суда должны иметь на борту специальный План управления биологическим обрастанием и соответствующий журнал записей, разработанные в соответствии с последними рекомендациями Международной морской организации (ИМО) от 2023 года. Аналогичные требования действуют и для судов, перемещающихся между различными морскими биогеографическими регионами внутри страны.
В случае если корпус судна не соответствует нормативам, потребуется провести его очистку. Примечательно, что запрос на подводную очистку корпуса в порту необходимо подавать заблаговременно — не менее чем за 10 дней до прибытия судна. Хотя сами операционные требования вступили в силу 17 июня 2025 года, власти предоставили судовладельцам переходный период для адаптации. Штрафные санкции за несоблюдение начнут применяться с 1 февраля 2026 года.
Важно отметить, что Бразилия трактует понятие своих «юрисдикционных вод» очень широко. Новые правила действуют не только во внутренних водах и территориальном море, но и в исключительной экономической зоне на расстоянии до 200 морских миль от побережья. Судоходным компаниям, чьи маршруты пролегают через бразильские воды, настоятельно рекомендуется обновить внутренние процедуры и привести их в соответствие с новыми нормами, чтобы избежать серьезных штрафов в будущем.