В условиях, когда страны по всему миру активизируют усилия по декарбонизации для достижения амбициозных целей по нулевым выбросам, морская транспортировка углекислого газа (CO₂), особенно в его сжиженной форме (LCO₂), выходит на передний план. По данным авторитетного клуба взаимного страхования судовладельцев UK P&I Club, именно этот метод становится ключевым элементом для создания крупномасштабной инфраструктуры улавливания и хранения углерода (CCS).
Ансуман Гош, директор по оценке рисков сингапурского подразделения UK P&I Club, отмечает, что традиционно для транспортировки CO₂ использовались трубопроводы. Однако растущая потребность в гибких и экономически эффективных решениях для перемещения углекислого газа от промышленных источников к морским объектам его захоронения делает морские перевозки все более привлекательными. Этот сдвиг стимулирует развитие многообещающего рынка перевозок LCO₂, который, по прогнозам, будет стабильно расти как минимум до 2050 года.
В ответ на эту тенденцию некоторые судовладельцы уже инвестируют в строительство многоцелевых судов. Эти инновационные танкеры предназначены для перевозки различных грузов при низких температурах и давлении – не только сжиженного CO₂, но и, потенциально, аммиака и сжиженного нефтяного газа (СНГ). Такой подход знаменует собой важный этап в развитии технологий CCS, предлагая повышенную масштабируемость и универсальность для логистики углекислого газа.
Однако новая отрасль сталкивается с серьезными вызовами. С операционной точки зрения, перевозка LCO₂ осложняется его уникальными термодинамическими свойствами. Сжиженный углекислый газ необходимо поддерживать в очень узком диапазоне температур и давлений – вдали от так называемой «тройной точки» (минус 56,6°C и 5,1 бар), при которой вещество может непредсказуемо менять свое состояние. Любые отклонения чреваты образованием «сухого льда», резким повышением давления в танках или задержками при перегрузке.
Ключевые технические трудности при транспортировке LCO₂ включают несколько взаимосвязанных аспектов. Критически важны конструкция и изоляция танков, поскольку несоответствие груза спецификациям или колебания температуры могут привести к коррозии или скачкам давления в системе хранения; поэтому в контрактах необходимо четко распределять ответственность за возможный ущерб. Кроме того, портовая инфраструктура и возможности для перевалки грузов с судна на судно (STS) остаются ограниченными – лишь немногие объекты сегодня оборудованы для специализированных операций с жидким CO₂, что требует дальнейших инвестиций. Что касается масштабов, то большинство существующих танкеров для LCO₂ имеют вместимость от 1000 до 7500 кубометров, хотя уже заказаны и более крупные суда объемом до 22 000 кубометров; однако их рентабельность для дальних перевозок еще предстоит доказать. Наконец, безопасность является первостепенной задачей: утечки LCO₂ могут вызвать холодовые ожоги, быстрое удушье и нанести вред окружающей среде, что подчеркивает необходимость разработки надежных протоколов действий в чрезвычайных ситуациях, интегрированных как в операционные процедуры, так и в договорные соглашения.
Учитывая, что сектор морских перевозок LCO₂ находится на начальном этапе своего развития, сотрудничество между всеми заинтересованными сторонами и проактивное управление рисками имеют первостепенное значение для построения стабильного и масштабируемого рынка. Первопроходцы отрасли уже формируют передовые практики: например, требование лабораторно заверенной документации для подтверждения чистоты CO₂ и определение в контрактах допустимых термодинамических диапазонов для предотвращения нестабильности груза. Также рассматривается возможность мониторинга состояния груза в режиме реального времени во время транспортировки, что поможет выявлять и устранять проблемы до того, как они перерастут в споры. Привлечение классификационных обществ на этапе составления контрактов поможет обеспечить соблюдение технических стандартов, а заблаговременное взаимодействие с клубами P&I позволит судовладельцам структурировать надлежащее страховое покрытие, особенно в части ответственности. В конечном счете, по мере совершенствования нормативно-правовой базы и развития технологий, успех перевозок LCO₂ будет зависеть от установления согласованных стандартов, сбалансированных условий чартерных договоров и четкого понимания правовых и операционных рисков, связанных с трансграничной транспортировкой CO₂.