Несмотря на внедрение новых технологий и инициатив в области устойчивого развития, выбросы парниковых газов в крупнейших мировых портах продолжают расти. К такому выводу пришли аналитики компании VesselBot в своем последнем исследовании.
В докладе, озаглавленном «Количественная оценка углеродного следа портов: анализ выбросов контейнерных судов на крупных мировых терминалах», рассматриваются данные по операциям контейнерных перевозок в ключевых портовых узлах Европы, Северной Америки и Азии. Анализ показал, что такие факторы, как загруженность портов и операционная неэффективность, оказывают существенное влияние на объемы эмиссий.
Среди прочего, порт Шанхая возглавил список с показателем в 140 000 тонн выбросов, опередив даже Сингапур, хотя и обработал меньшее количество судов. Это указывает на то, что объемы выбросов не всегда напрямую коррелируют с числом заходящих судов.
В начале 2025 года порты США столкнулись с особенно высоким уровнем выбросов и заторов, что было вызвано резким увеличением объемов морских перевозок в преддверии введения новых торговых тарифов. В то же время, опыт Сингапура демонстрирует, что инновационные решения, такие как технология Digital Twin, способны помочь в сокращении выбросов даже при интенсивном трафике.
Порты по всему миру также предпринимают шаги для снижения своего воздействия на окружающую среду. Так, ранее в этом месяце администрация порта Роттердам запустила новую инициативу в области устойчивого развития под названием Carbonbid, направленную на поддержку компаний портовой зоны в сокращении эмиссии парниковых газов.
Исследование акцентирует внимание на том, что основными факторами, влияющими на объемы выбросов, являются планировка порта, пропускная способность терминалов, время простоя судов и работа двигателей на холостом ходу. Для снижения экологической нагрузки от морской логистики необходима разработка и внедрение более интеллектуальных и эффективных операционных процессов в портах.