Lloyd’s Register в своем последнем исследовании серии Fuel for Thought анализирует сжиженный природный газ (СПГ) как судовое топливо. В настоящее время наблюдается всплеск заказов на суда, использующие СПГ, что подтверждает его статус наиболее зрелого альтернативного источника энергии для судоходства.
Технологии использования СПГ, инфраструктура его поставок и нормативная база развивались на протяжении двух десятилетий широкого применения, предлагая судовладельцам реальный вариант для снижения энергоемкости топлива. Однако перед инвесторами в СПГ сегодня стоит задача сохранить его привлекательность на фоне появления других топливных альтернатив.
Для обеспечения долгосрочной жизнеспособности СПГ как судового топлива необходимо решить несколько ключевых задач. Прежде всего, требуется значительно сократить выбросы несгоревшего метана, известные как «проскок метана», судовыми технологиями. Метан обладает потенциалом глобального потепления (ПГП) в 28 раз выше, чем углекислый газ, в 100-летней перспективе. Поэтому даже низкие уровни выбросов метана существенно снижают экологические преимущества СПГ на этапе от «бака до винта». Поскольку метан является основным компонентом СПГ, эта проблема актуальна независимо от способа его производства.
Существуют возможности для дальнейшего сокращения выбросов парниковых газов по всей цепочке поставок СПГ. Это включает совершенствование текущих процессов производства и распределения за счет менее углеродоемких технологий и снижения утечек метана. Уже сегодня «зеленое» сжижение газа может уменьшить выбросы парниковых газов при производстве СПГ на 10%. В долгосрочной перспективе переход на более чистый СПГ подразумевает развитие производства и поставок метана из возобновляемых источников (био-СПГ и е-СПГ), что открывает для судоходства потенциал для гораздо более глубокого сокращения выбросов.
Ключевым моментом является необходимость признания регуляторами улучшений в цепочке поставок для стимулирования использования более чистого СПГ. Действующие нормы Международной морской организации (IMO) и Европейского союза (ЕС) используют стандартные коэффициенты выбросов от «скважины до бака» для СПГ, которые не учитывают улучшения на этапах добычи и транспортировки. Внедрение сертификации выбросов на начальных этапах цепочки поставок СПГ, с использованием уже существующих схем, принесет множественные выгоды: будет стимулировать более чистые методы производства, упростит трансграничную торговлю с учетом региональных требований к выбросам и позволит судовладельцам закупать топливо у самых экологичных поставщиков, получая максимальные преимущества.
Пользователи СПГ-топлива могут получить дополнительные значительные выгоды в снижении интенсивности выбросов парниковых газов за счет бортовых систем улавливания и хранения углерода (carbon capture and storage). СПГ во многом является идеальным топливом для применения таких систем. Он выделяет меньше углерода, чем традиционные жидкие виды топлива, сгорает чище и позволяет использовать технологии предварительной обработки (precombustion), производящие водород из метана, что еще больше снижает общее содержание углерода в топливной смеси. Все это ведет к существенному снижению затрат на внедрение систем улавливания углерода.
Рост числа заказов на новые суда и заявления судовладельцев по всему миру свидетельствуют о растущей привлекательности СПГ как судового топлива. Как это часто бывает в судоходстве, ключевую роль играет прагматизм. По мере введения регулирования, оказывающего реальное финансовое влияние на выбросы парниковых газов, операторы судов осознают, что СПГ является одним из немногих низкоуглеродных видов топлива, доступных немедленно, повсеместно, с установленными протоколами безопасности и по относительно предсказуемой цене.
Моделирование, представленное в отчете Lloyd’s Register, также показывает, что путь декарбонизации с использованием СПГ, включая био-СПГ и е-СПГ, может быть конкурентоспособным по сравнению с аналогичными сценариями для аммиака и метанола. В результате ожидается рост флота судов, работающих на СПГ: по прогнозам Clarkson Research, к 2050 году этот сегмент (за исключением газовозов) составит около 24% мирового торгового флота.
Тем временем мировой спрос на СПГ продолжает расти, а предложение увеличивается благодаря вводу в эксплуатацию новых крупных месторождений в нескольких регионах, включая Катар и США. Флот СПГ-танкеров расширяется для обслуживания растущей торговли. Для этих судов возможность использовать часть груза в качестве топлива, что является основополагающим для контроля температуры и давления в грузовых танках, также представляет неоспоримый экономический смысл.
Существует несколько возможностей для повышения долгосрочной устойчивости СПГ как судового топлива. Эти вопросы уже решаются, и разрабатываемые меры – от более чистых процессов производства и поставок до бортовых технологий снижения выбросов метана, а также признание этих улучшений регуляторами – вероятно, приведут к дальнейшему росту использования СПГ в судоходстве.