Как биотопливо поможет судам соответствовать нормам ЕС и IMO

Норвежская компания DNV выпустила аналитический документ «Биотопливо в судоходстве», в котором рассматриваются перспективы использования этого вида топлива в морской отрасли. Исследование основано на опросах и интервью с ключевыми участниками рынка, включая поставщиков биотоплива и судовладельцев.

Авторы документа, Ойвинд Секкесетер и Пер Эйнар Хенриксен, указывают на три основных фактора, влияющих на развитие рынка биотоплива для судов. Секкесетер поясняет, что в настоящее время главным стимулом спроса является добровольный рынок: ожидания общества подталкивают грузовладельцев к сокращению своих косвенных выбросов парниковых газов (Scope 3). Он добавляет, что в будущем спрос будет дополнительно стимулироваться нормативными требованиями по выбросам парниковых газов, такими как инициатива ЕС FuelEU Maritime и среднесрочные меры Международной морской организации IMO.

Однако рост рынка морского биотоплива будет сдерживаться ограничениями со стороны предложения. К ним относятся дефицит устойчивого сырья, конкуренция за это сырье с другими отраслями экономики, а также сложности с логистикой.

Помимо рыночных аспектов, документ DNV служит техническим руководством для потенциальных пользователей биотоплива. Он содержит анализ двух основных типов – FAME (метиловые эфиры жирных кислот) и HVO (гидроочищенное растительное масло). Пер Эйнар Хенриксен сообщает, что эти виды топлива имеют разные свойства. Хотя отзывы показывают, что и FAME, и HVO хорошо зарекомендовали себя с технической точки зрения, их совместимость с судовыми системами может различаться. Хенриксен уточняет, что из-за отличий FAME от стандартных мазутов некоторым пользователям приходится заменять компоненты или модернизировать оборудование перед его использованием, в то время как другие переходят на него без каких-либо модификаций.

В документе изложены ключевые рекомендации по использованию FAME и HVO, включая подготовку на борту, возможные модификации и проверки. Подчеркивается важность консультаций с производителями оборудования для устранения неопределенностей. Хенриксен рекомендует судоходным компаниям и операторам проводить тщательную подготовку перед внедрением нового биотоплива, включая оценку рисков и технико-экономическое обоснование. Он отмечает, что, хотя отраслевые отзывы свидетельствуют об успешной эксплуатации судов на этих видах топлива без серьезных проблем, крайне важно знать, какое именно топливо бункеруется, и убедиться, что оно соответствует существующим стандартам и ожидаемым условиям эксплуатации. Это особенно актуально, поскольку на рынке появляется все больше видов топлива, не соответствующих спецификациям, но продаваемых как биотопливо.

Использование соответствующего биотоплива может дать значительные преимущества для соблюдения требований по углеродной интенсивности судов (CII), а также нормативов Системы торговли выбросами ЕС (EU ETS) и инициативы FuelEU Maritime. Это включает снижение выбросов и уменьшение интенсивности выбросов парниковых газов на всем жизненном цикле топлива (well-to-wake). Ожидается, что биотопливо, отвечающее критериям устойчивости (которые еще предстоит уточнить), будет засчитываться для снижения выбросов и в рамках будущих среднесрочных мер IMO. Для подтверждения соответствия каждому нормативному акту необходимо документально доказать, что биотопливо отвечает требованиям устойчивости и сокращения выбросов парниковых газов, предоставив Сертификат устойчивости (Proof of Sustainability, PoS) или аналогичный документ. Наряду с PoS, для проверки верификаторами или властями требуются и другие важные документы, такие как бункерные расписки и годовые отчеты (DCS, MRV и FuelEU Maritime).

Декарбонизация морской отрасли набирает обороты, но это сложный процесс, который потребует использования различных видов топлива, технологий и других мер, таких как повышение энергоэффективности. Биотопливо способно сыграть важную роль в энергетическом переходе на море. Ойвинд Секкесетер выражает надежду, что заинтересованные стороны отрасли смогут использовать выводы из этого документа DNV по мере расширения применения биотоплива в ближайшие годы.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *