В преддверии пересмотра климатической политики и постановки целей до 2040 года влиятельная европейская экологическая группа Transport & Environment (T&E) опубликовала ряд ключевых рекомендаций по ужесточению правил для морского сектора. Эксперты призывают Евросоюз укрепить собственную Систему торговли выбросами (ETS), утверждая, что ни она, ни глобальные инициативы пока не способны в полной мере заставить судоходную отрасль платить за загрязнение окружающей среды.
Аналитики T&E подчеркивают, что европейская система ETS и глобальная программа Net Zero Framework от Международной морской организации (ИМО) должны работать параллельно, дополняя друг друга. По их оценкам, рамочная программа ИМО, несмотря на свой глобальный охват, оставляет без какого-либо ценового регулирования более 85% выбросов от судов, связанных с ЕС. В то же время европейская ETS, будучи региональной мерой, способна генерировать до 10 миллиардов евро ежегодно — сумму, сопоставимую с ожидаемыми сборами от механизма ИМО по всему миру. Экологи предлагают направлять часть этих средств на поддержку производства «зеленого» электронного топлива в Европе, что ускорит декарбонизацию флота и укрепит стратегическую автономию ЕС.
Одним из центральных предложений стало расширение действия ETS на суда валовой вместимостью от 400 до 5000 тонн. В настоящее время эти относительно небольшие суда исключены из системы, хотя они составляют значительную долю морского трафика и вносят серьезный вклад в выбросы парниковых газов и загрязнителей воздуха, особенно в прибрежных зонах. Включение их в ETS создаст необходимые экономические стимулы для перехода на чистые технологии и сгенерирует дополнительные доходы для поддержки их модернизации.
Технологии для «озеленения» малого флота, такие как аккумуляторные, водородные и гибридные силовые установки, уже коммерчески доступны и идеально подходят для судов с невысокими энергетическими потребностями и фиксированными маршрутами. Однако без целенаправленной политики их внедрение остается крайне ограниченным. Чтобы избежать излишней административной нагрузки, T&E предлагает дифференцированный подход: для судов, работающих преимущественно между портами ЕС, можно ввести упрощенную систему отчетности, в то время как остальные могут быть интегрированы в основную систему ETS с адаптированными требованиями.
Эксперты также указывают на необходимость отмены неоправданных льгот. До 2030 года от действия ETS освобождены некоторые паромные маршруты, соединяющие малые острова ЕС с материком. Однако многие из этих линий уже сегодня могут обслуживаться электрическими или гибридными судами. В T&E считают, что данные исключения устарели и должны быть постепенно отменены к 2028 году, чтобы стимулировать скорейший переход на экологически чистый транспорт.
Кроме того, организация призывает ЕС заранее разработать защитные меры против так называемой «утечки углерода» — ситуации, когда судовладельцы могут начать избегать портов ЕС, чтобы не платить за выбросы. Предлагается рассмотреть переход к системе, при которой плата за выбросы будет взиматься не с последнего отрезка пути судна, а на основе всего маршрута контейнера от пункта отправления до пункта назначения, если он перегружается в транзитных портах стран, не входящих в ЕС. Это снизит стимулы для переноса транзитных операций за пределы Евросоюза.
Наконец, для обеспечения последовательности и экологической целостности европейского законодательства T&E настаивает на гармонизации правил. Система ETS должна соответствовать другому регламенту ЕС, FuelEU Maritime, и запретить использование биотоплива первого поколения. Такое топливо, как отмечают экологи, связано с вырубкой лесов, потерей биоразнообразия и может приводить к увеличению выбросов из-за косвенных изменений в землепользовании.